Как ранее уже сообщалось, в следующем году жителям Дона государство предоставит возможность обменять старые автомобили на сертификат в 50 тысяч рублей. Соответствующий проект подготовило Министерство промышленности и торговли РФ. В соответствии с предложением Минпромторга, каждый житель Ростовской области с января 2010 сможет сдать в утиль автомобиль, как отечественный, так и иномарку, возраст которого превышает десять лет. Взамен автовладелец получит сертификат на 50 тысяч рублей. Вроде бы неплохо задумано, но программа «деньги за автохлам» все больше начинает напоминать профанацию, поскольку за утилизацию авто придется платить.
Чиновники вновь и вновь пытаются убить одним махом сразу двух зайцев. «Запуск пилотного проекта позволит, с одной стороны, поддержать производителя, а с другой – стимулировать обновление автопарка», – приводит слова директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексея Рахманова пресс-служба ведомства.
Средний возраст эксплуатируемых в России автомобилей в министерстве называют одной из самых острых проблем российского авторынка. По статистике, возраст половины машин в нашей стране перевалил за десять лет. Помимо Ростовской области, проект будет реализован еще в 16 регионах РФ, а также в Москве и Санкт -Петербурге. На все про все государство выделяет десять миллиардов рублей. То есть возможностью обменять старый «лом» на денежный сертификат смогут воспользоваться около 200 тысяч автомобилистов.
Скептики сразу заговорили о том, что проект провален. Мол, дилерам неудобно будет реализовывать автомобили по этому проекту. Схема получения компенсаций от государства взамен сертификатов очень сложна. Продав машину по сертификату, дилерам около двух месяцев придется ждать реальных денег. Для «обналички» также необходимо подготовить пакет документов примерно как для страховой выплаты и отправить его специалистам Минпромторга, которые организуют перевод денег. Деньги будут выданы, если дилер не имеет задолженности перед бюджетом и документы заполнены правильно.
Получается, что для дилеров программа является в большей степени головной болью, чем антикризисной мерой: не каждый захочет консервировать 50-тысячные суммы на два месяца с риском, что они могут и не вернуться.
«Мы общались на эту тему с дистрибьютором, – рассказывает генеральный директор автокомпании Андрей Кольцук. – Лично я настроен скептически. Если не будет внятного и быстрого механизма получения денег, я боюсь, дилеры попытаются избежать работы с ваучерами. Изымать из оборота, скажем, 500 тысяч рублей может себе позволить не каждый дилер, а у многих маржа от продажи автомобиля существенно ниже 50 тысяч рублей. В целом шквала клиентов с ваучерами мы не ожидаем, так как 50 тысяч рублей – это примерно сумма скидки на автомобиль, которую предоставляют многие дилеры иномарок, и не сказать, чтобы народ ломился толпами. Ощутимая выгода может быть, если человек воспользуется сразу комплексом предложений: скидкой дилера, ваучером, льготным автокредитом». Потом эксперты прогнозируют проблемы с самой утилизаций авто – в России мало таких предприятий.
А теперь еще и автовладельцам нужно будет в утилизацию вложить отнюдь не виртуальные деньги. Государство планирует привлечь к программе существующие предприятия по утилизации машин, однако предвидит необходимость дополнительных инвестиций в отрасль. «Минпромторг» предложил: пусть платит бывший владелец машины. Сумму смогут устанавливать сами предприятия по переработке лома, однако потолок пока ограничен тремя тысячами рублей (но может и подняться в ходе обсуждений).