В Ростове-на-Дону в ближайшее время изменятся правила пассажироперевозок. Сегодня документ проходит стадию доработки. Городские власти ожидают, что после принятия правил жизнь горожан, которые пользуются услугами общественного транспорта и такси, станет комфортнее.
Сегодня пассажироперевозки в Ростове осуществляются по Правилам, которые приняты более 10 лет назад – в 1998 году. Вполне понятно, что основные положения документа безнадежно устарели. Роль нового документа, который готовится к рассмотрению депутатов Городской думы – скорее узаконить все те изменения, которые произошли на городских магистралях за последние годы.
«В частности, это касается порядка входа и выхода из общественного транспорта, а также внедряемой системы безналичной оплаты за проезд, которая начнет работать в городе уже в следующем году», – представляя проект на коллегии в администрации города, говорит директор департамента транспорта Ростова Геннадий Клейменов.
Исходя из этого, новые «Правила организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Ростове-на-Дону» фактически «заточены» под грядущий безнал. Предполагается, что в ростовские автобусы вернутся кондукторы, однако их наличие не является обязательным требованием. По-прежнему функции кондуктора на себя может взять водитель. Окончательно расставлены точки над и в больном вопросе о маршрутных такси. Разработчики правил не отказываются от свой мечты – МТ перевозит только сидящих пассажиров. Но при этом делается шаг навстречу «повышенной комфортности»: маршрутки после принятия правил смогут официально останавливаться по требованию в любой точке, если это не противоречит правилам дорожного движения. При этом добиваться исключительно «сидячих» маршруток в городе будут за счет расширения режимов движения.
«На постоянной основе перевозки будут осуществляться в обычном режиме, со всеми остановками; в режиме полуэкспресса, имеющем минимальное количество промежуточных остановочных пунктов; и в режиме экспресса, когда число остановок на маршруте не превышает трех», – поясняет Геннадий Клейменов. Он говорит, что возвращение экспрессов сократит время пути от спальных районов к центру и, соответственно, сделает «большой» транспорт более привлекательным для пассажиров.
Новые правила также описывают процесс производства осуществления перевозок – в ближайшие годы этот вид услуг планируется сделать более популярным. Кроме того, новыми правилами «обрастут» таксисты. Судя по тексту документа, их жизнь значительно усложнится. Прежде всего потому, что после вступления Правил в силу осуществлять перевозки смогут только компании, которые вошли в единый реестр, а значит, качество услуг, уровень подготовки водителей и техсостояние подвижного состава отвечают всем требованиям. За счет этого планируется убрать с рынка «бомбил. Впрочем, держать себя в рамках придется не только предприятиям, но и отдельно взятым водителям.
«Курение в салоне и открытие окон разрешаются только при обоюдном согласии пассажира и водителя. Включение (выключение) радио или аудио- (видео-) проигрывателя производится при обоюдном согласии пассажира и водителя», – неумолимы новые Правила.
Однако такая жесткость требований требует адекватной системы контроля. Именно на наказании за преступление сосредотачивает внимание разработчиков мэр Ростова Михаил Чернышев.
«Что будет за нарушение этих правил? Каждый игрок рынка должен четко знать, что если он или его подчиненный что-то нарушает, следует наказание», – говорит Михаил Чернышев.
«Ряд мер предусмотрен, все базируется на договорных отношений, и там ответственность вплоть до вывода из эксплуатации», – отмечает Геннадий Клейменов.
Несмотря на ощутимую масштабность работ, в новой «библии» ростовского транспортника есть пробелы. Заммэра по вопросам социальной политики Валентина Леденева сосредотачивает внимание на людях с ограниченными физическими возможностями.
«Это не проработано – кто и каким образом перевозит инвалидов. У нас постоянно вопросы и по заявкам, и по тому, какая дверь обслуживает в транспорте. Нужно это четко прописать», – считает Валентина Леденева. Представители АТП говорят и о других тонкостях.
«Сейчас о каких экспрессах и полуэкспрессах можно говорить, при нашем движении. Особенно на Нагибина и Стачки, где есть выделенные полосы. Весь общественный транспорт в часы пик движется по ним с одинаковой черепашьей скоростью, плюс остальные еще на эту полосу несчастную залезают. И какие в этой ситуации преимущества у экспресса, если он остановочный пункт, где все останавливаются, объехать не сможет, и будет ждать, пока все высадят и наберутся», – размышляет руководитель одного из городских АТП.
На проработку всех тонкостей, корректировки и поправки у Департамента транспорта есть около месяца – по плану, Правила должны быть представлены на утверждение на декабрьское заседание городской думы. Впрочем, отмечает Геннадий Клейменов, основной текст будут сопровождать отдельные положения – о транспортной инфраструктуре, проведении конкурсов на перевозки, а также организации труда и отдыха водителей. В них будет более четко прописана вся схема работы.