Теперь в программе льготного автокредитования – 50 моделей автомобилей. Уровень их стоимости почти удвоился. Такого шага в деле поддержки автопрома ожидали давно. Однако ряд экспертов считает, что ситуацию на российском авторынке это может и не спасти.
Решение Минпромторга об изменениях в системе льготного автокредитования принесло сразу несколько приятных новостей жителям Ростовской области. Прежде всего потому, что в перечень льготной продукции, который расширен с 27 до 50 наименований (см. ниже), наконец попали автомобили Таганрогского автозавода (ТагАЗ). Причем сразу шесть позиций: Hyundai Sonata, Hyundai Accent, TAGAZ С100, Road Partner, Tager и малотоннажный грузовик LC100. Участие в программе коммерческой техники – еще одно новшество «правительственного автокредита». Областные власти, долго лоббировавшие включение продукции ТагАЗа в льготный перечень, не скрывают своих положительных эмоций.
«Спасибо премьеру, который побывал на «Ростсельмаше» и сообщил, что едет проводить Президиум Правительства РФ по дополнительным мерам поддержки отечественного автопрома. Думаю, что во многом именно это и повлияло на окончательное решение... Вчера был подписан приказ. И легковые автомобили, и пикапы для фермеров, и грузовички на 1-1,5 тонны вошли в этот список. Я думаю, что это действительные подвижки», – сказал губернатор Ростовской области Владимир Чуб.
Новая редакция разворачивает автокредит лицом к широким массам населения. Не только расширен перечень и увеличена до 600 тысяч максимальная стоимость автомобиля. Теперь предоплата составляет 15% от стоимости авто, кредит предоставляется на три года вне зависимости от срока действия программы. Будет расширен и перечень банков, которые смогут осуществлять кредитование. Если ранее это делали лишь Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк, то новые условия участия в программе распространяются на банки с уставным капиталом не менее 70 млрд рублей, имеющие представительства во всех федеральных округах страны.
При этом появление конкурентов не особо беспокоит «китов» льготного автокредитования. Правительственного постановления в Сбербанке ждали давно.
«Благодаря «правительственной программе» на территории Ростовской области значительно возрос спрос на отечественные автомобили. С учетом того, что недавно ценовая ниша была расширена до 600 тысяч рублей, в Юго-Западном банке Сбербанка России ожидают повышенного спроса не только на отечественные «Лады», но и на иномарки, которые собираются в России», – прокомментировали в пресс-службе ЮЗБ СБ РФ. Собеседник уточнил, что за период со 2 апреля по 1 июля Ростовское отделение выдало 160 автокредитов на сумму 28 миллионов рублей. В целом Юго-Западный банк на днях перешагнул отметку в 500 льготных автокредитов.
Столь же долго изменений в систему льготного автокредитования ожидали и автопроизводители. В течение нескольких месяцев представители Комитета Автопроизводителей АЕБ призывали правительство России расширить возможности для покупки авто в кредит.
«На фоне продолжающегося уже третий месяц ежемесячного снижения российского автомобильного рынка более, чем на 50%, отрадно услышать недавнее заявление Председателя Правительства РФ господина Путина о расширении мер государственной поддержки автомобильной промышленности в стране. Дополненная программа учитывает рекомендации, высказанные ранее Комитетом Автопроизводителей АЕБ и представителями отрасли. Расширение программы кредитования, предлагаемой покупателям новых автомобилей, станет подспорьем и автопроизводителям, и дилерам во втором полугодии текущего года, которое будет сопряжено с не меньшими трудностями, как и в первой половине 2009 года», – заявил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас.
Система льготного автокредитования в «дореформенном» виде не смогла противостоять падению российского авторынка. Июнь завершился очередным провалом – на 56%, по итогам полугодия рынок новых автомобилей упал на 49%. Впрочем, ряд экспертов полагают, что даже новая редакция программы не окажет особого влияния на ситуацию в отрасли. Подтверждение тому – свежее исследование ВЦИОМ. В нем подавляющее большинство респондентов – 93% – заявили, что в ближайшие полгода брать кредит категорически не намерены.
Из оставшихся семи процентов лишь два готовы занять деньги у банка на приобретение автомобиля. Статистика выдачи льготных автокредитов «старого образца» красноречиво подтверждает тенденцию. Емкость программы на 2009 год – около 120 тысяч автомобилей. На 9 июля текущего года заявки на субсидирование ставки автокредита направили почти 32 тысячи россиян. Кредит смогли получить лишь 17,5 тысячи.
ПЕРЕЧЕНЬ
автомобилей, производимых на территории Российской Федерации,
при приобретении которых физическими лицами в кредит в 2009 году
в 2009, 2010, 2011 и 2012 годах кредитным организациям возмещаются выпадающие доходы исходя из двух третьих ставки
рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации *
*В соответствии с Правилами предоставления в 2009 году за счет средств федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2009 году физическим лицам на приобретение легковых и легких коммерческих автомобилей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2009 г. № 244 (Российская газета №49, 24.03.2009 г.), субсидии предоставляются кредитным организациям ежемесячно для возмещения выпадающих доходов кредитных организаций вследствие предоставления ими скидок исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации при выдаче
в 2009 году физическим лицам кредитов на приобретение автомобилей стоимостью не более 600 тыс. рублей, произведенных на территории Российской Федерации.
** – включая другие модификации этих моделей, а также специальные автомобили, построенные на их платформе, полная масса которых не превышает 3,5 т.