С 15 июля 2009 года всем ввозимым в Россию легковым автомобилям придется проходить не только таможенную очистку, но и фитосанитарный контроль. Другими словами, проверку на наличие в автомобиле вредоносных насекомых, представляющих угрозу для сельского хозяйства страны. Россельхознадзор утвердил новый перечень товаров, попадающих под обязательный карантинный контроль, в который теперь добавились и подержанные автомобили, ввозимые как частными лицами, так и фирмами.
«Принимаемые нами меры усиления контроля провоза автомобилей на территорию России связаны с тем, что участились случаи выявления различных вредителей сельхозкультур, которые попадают на территорию страны именно с автотранспортом, – поясняет сотрудник пресс-службы Россельхознадзора Алексей Алексеенко. – Свежий пример – распространение ключевого вредителя кукурузы западного кукурузного корневого жука D. virgifera virgifera на территорию Югославии. Скорее всего, он был доставлен с грязью на бронетехнике американских войск. Теперь вредитель успешно распространяется по Европе и массово портит посевы. Ареал его распространения подошел уже в границам Украины. На стационарных постах пропускных пунктов наши сотрудники кроме всего прочего будут досматривать автомобили, которые ввозят на нашу территорию с целью продажи. То есть работы у фитосанитарных инспекторов прибавится. Осматривать будут не все. Большегрузы, туристы, новые автомобили останавливаться не будут. Технически процедура несложная, после оценки степени риска заражения при необходимости будут проведены лабораторные испытания, и если вредитель выявлен, то последуют меры по дезинсекции автомобиля. В случае поступления сигналов о том, что автомобили пропускают за деньги, за взятки, будут проводиться расследования, и меры пресечения подобного последуют самые суровые».
Откровенно говоря, идея звучит сомнительно. Конечно, ввозимый автомобиль может содержать личинки американской белой бабочки, непарного шелкопряда, японского жука и других ужасных существ, упомянутых в отчете Россельхознадзора, на основании которого и был составлен новый перечень. Но автомобиль также может нести на себе следы вирусов, иметь в конструкции аллергенные материалы, не соответствовать национальным сертификационным стандартам. Давайте тогда разбирать его на границе на запчасти и подвергать тщательному анализу каждую – а вдруг там вирус?
Многие убеждены, что шаг является лишь попыткой повесить на наши границы еще один замок. Ведь фитосанитарный контроль машина должна проходить по месту ввоза, а это как минимум время и деньги. Учитывая «высококлассную» организацию таких проверок, времени может потребоваться немало, а значит, все чаще вопрос будет решаться деньгами.
«На самом деле это нововведение не дает ничего, кроме прибыли госструктурам, – считает директор автомобильной компании Тимур Дерябин. – В самом деле, какая разница, новый это автомобиль или подержанный. Перед продажей они проходят качественную мойку и обработку. Затем, если авто из Америки, месяц плывут на баржах, потом долго отстаиваются в Финляндии. Тут ни один паразит не выдержит. Кроме того, неужели вы думаете, что власти любой европейской страны, и Финляндии в частности, менее щепетильно относятся к своей экологии, чем у нас?
Однако ни в одной стране машины на предмет наличия насекомых не осматривают. Ну а приводимый в пример Россельхознадзором рассказ о американских солдатах на Балканах и вредоносных жучках как-то неубедительны. В таком случае необходимо досматривать все подряд – тягачи, большегрузы, туристические автобусы вместе с туристами, сельхозтехнику и тому подобное. Почему новые правила коснулись только подержанных авто? Вам не кажется это несколько странным и неуместным? Исходя из всего вышесказанного можно сделать неутешительный вывод, что чиновники нашли еще один способ заработать. Они создадут очереди на пропускных пунктах, тут же пойдут взятки и взимание дани с проезжающих. Предполагаю, что проезд теперь обойдется в лишних пять тысяч рублей с машины».
На мысли о политической подоплеке всей затеи наводит и список товаров, исключенных из карантинного перечня: например, ряд стройматериалов, которые будут востребованы при строительстве олимпийский объектов.
И неприятна сама тенденция. В России действуют десятки надзорных ведомств, и если обязать автомобилистов стучаться в дверь к каждому (так, на всякий случай), то проще будет выйти из бизнеса, чем тратить время и нервы на причуды правительства.
Справка
Вредителя обнаружил в 1992 г. на кукурузном поле площадью 60 га близ аэропорта г. Белграда – столицы бывшей Югославии – известный сербский энтомолог Франя Бача из Института кукурузы Земун-Поле. Очевидно, что западный кукурузный корневой жук был завезен авиатранспортом. По времени это событие совпало с началом развала СФРЮ (Социалистической Федеративной Республики Югославии), вылившегося в череду вооруженных конфликтов и войн на Балканах в 1991-2001 гг. Задавить очаг проникновения вредителя в страну так и не удалось, и уже в 1994 г. в Сербии наблюдалось массовое размножение западного кукурузного корневого жука: были уничтожены посевы кукурузы на площади более 100 тыс. га. К 1997 г. жук широко расселился по Сербии, проник в Боснию и Герцеговину, Венгрию, Румынию, Хорватию, оккупировав территорию примерно 400 тыс. га. В 1998 г. вредитель был обнаружен в Болгарии и Италии, в 2000 г. – в Словакии и Швейцарии, в 2001 г. – на территории Украины, в 2002 г. – в Австрии, Чехии и во Франции, в 2003 г. – Великобритании, Нидерландах, Бельгии и Словении, в 2005 г. – в Польше, и в 2007 г. – в Германии. О динамике расселения листоеда за последние годы можно судить по прилагаемым картам (см. рисунок). Расселение в новые территории происходило как в результате активного, так и пассивного (с ветром) перелета имаго (взрослые особи), но обычно жуки перелетают на расстояние до нескольких десятков километров. На дальние расстояния насекомые чаще расселяются автомобильным, железнодорожным транспортом или с помощью иных видов транспортных средств с различными грузами. Источником распространения листоеда может быть почва, содержащая яйца, личинок или куколок, а также наземные части растений кукурузы, содержащие имаго. Наиболее опасное время заноса имаго – период цветения кукурузы, когда насекомые сосредоточиваются на ее посевах. Вероятность заноса жука диабротики с зерном или семенами с октября по апрель практически исключена. Поскольку непреодолимых естественных географических барьеров в Европе нет, то угроза заноса этого вредителя в Россию с территорий соседних стран очень высока. Зоной потенциального вреда в нашей стране могут стать все районы возделывания кукурузы на зерно, в первую очередь, Северный Кавказ и ЦЧР.