Идею вознаграждения россиян за утилизацию автомобиля старше 10 лет премьер-министр Владимир Путин озвучил еще в конце марта. Она прозвучала в числе прочих мер по развитию отечественного рынка автомобилей. Поручение проработать эту и остальные идеи Минфин, Минпромторг и Минэкономразвития получили тогда же.
За основу взята схема, которая успешно работает в ряде европейских и не только стран. Владелец сдает автостарье в утиль и получает за это вознаграждение. Российская специфика такова: скорее всего, вознаграждение сознательный россиянин будет получать не на руки, а в виде сертификата, который можно будет использовать при покупке нового авто. Само собой, оно должно быть отечественного производства.
Премии за сдачу старого автомобиля в утиль действуют в ряде европейских стран, а также в Японии. В Стране восходящего солнца автовладелец получает за это $1,245 тысяч. Высшая ставка в Италии, здесь непригодное для эксплуатации АСТ стоит пять тысяч евро. В Германии сумма ровно в два раза ниже, но именно здесь эта система дала лучшие результаты. В мае авторынок страны вырос почти на 40% – эксперты связывают это обстоятельство с тем, что автомобилисты сдали старые машины в утиль и приобрели новые с учетом полученных от государства средств.Предложения по размеру премии за сдачу в утиль автомобильного старья озвучило Минприроды России. Названная цифра и вообще положение о выдаче этих средств сейчас проходят согласование в заинтересованных министерствах и ведомствах. И, хотя эксперты говорят, что страна не готова к введению новшества, ряд автовладельцев уже ждет законодательного оформления премьерского предложения.
Первым идею проработало Минприроды. Пресс-служба министерства распространила официальный релиз, в котором схема описывается более подробно. В частности, Минприроды предлагает ввести именно сертификаты, которые можно учитывать при покупке как нового автомобиля, так и экологически чистого топлива. Размер бонуса – 50 тысяч рублей. Но это только одна из мер, которая поможет сократить российское кладбище автомобилей: по официальным данным, 48% машин в России старше 10 лет, 400 тысяч машин брошены либо разукомплектованы. Минприроды подготовило поправки в Кодекс об административных правонарушениях, в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», а также в Постановление Правительства Российской Федерации, регламентирующее порядок снятия с учета АТС.
Поправки, сообщает пресс-служба министерства, предусматривают упрощение порядка признания машины непригодной к эксплуатации и уведомительный характер снятия их с учета. Кроме того, право снимать брошенные авто с госрегистрации и направлять на утилизацию получат муниципалитеты. Бесхозные АТС при этом могут быть обращены в собственность владельца участка земли, если собственник АТС не обеспечил его утилизацию. Нарушителям режима грозят штрафы.
«Принятие данных мер позволит создать в России мощную структуру по переработке АТС, минимизирует влияние утилизации автомобилей на окружающую среду, а также будет стимулировать спрос на отечественные АТС», – считает Министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев.
Сейчас предложения минприроды проходят стадии согласований в заинтересованных государственных структурах. Тем временем эксперты относятся к государственной идее платить за автостарье, тем более таким образом, несколько настороженно. По оценкам аналитиков, требуется несколько лет подготовки перед тем, как система хоть как-то заработает: сегодня в стране нет ни законов, ни предприятий.
В частности, директор «Экотехмаша» Юрий Бабенко отмечает, что на создание полноценной инфраструктуры для утилизации автомобилей в России нужно 25-30 млрд рублей. Однако чтобы заинтересовать бизнес, требуется дополнительное финансирование полной утилизации автомобиля – около $100 на один автомобиль.
«Источники финансирования во всем мире разные, в европейской практике ее финансирует производитель. Стоимость утилизации автомобиля может быть, например, заложена в отпускную цену дилера», – приводят мнение эксперта «Ведомости».
Помимо этого, в России автохлам попросту не доживает до сдачи в утиль: из старого авто выбирают все более или менее пригодное для дальнейшей эксплуатации. Остальное находит последний приют на свалках либо сдается в металлолом. Объявления «продам авто на запчасти» – лучший показатель устойчивости этой системы.
При этом потенциальные потребители проявляют к варианту премирования довольно живой интерес. Сотрудник предприятия, занятого в газовой отрасли, Антон – владелец двух «копеек», каждая из которых намного старше его – в среднем 1973 года выпуска. Их он приобретал уже изрядно подержанными, по стоимости в среднем 25 тысяч рублей.
«Если будет премия за то, что я сдам их в утиль, то я раздумывать особо не буду. Правда, я слышал, что по 100 тысяч будут давать, но даже если дадут 50 тысяч – это все равно приличные деньги. Так что я слежу внимательно за ситуацией и жду, когда же все-таки этот закон примут», – признается собеседник 161.ru.