В обозримом будущем жизнь пешеходов может осложниться. Главный госавтоинспектор страны Виктор Кирьянов настаивает на возвращении в практику советской системы общественного порицания. Документы о нарушении ПДД будут ложиться на стол руководству преступившего закон.
Поправки, призванные скорректировать взаимоотношения водителей и пешеходов, вступили в силу с 23 мая. По новым положениям КоАП, водитель, не пропустивший пешехода, должен заплатить довольно солидный штраф – 1000 рублей. Поводом для широкого водительского возмущения стала явная асимметричность ответственности: пешеход, нарушивший ПДД, сегодня платит лишь 200 рублей штрафа. О несоизмеримости в этом случае говорит главный государственный инспектор безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов.
«Конечно, и статистика это подтверждает, в большинстве аварий виноваты водители, но и пешеходы порой откровенно пренебрегают элементарными правилами безопасности – переходят дорогу в неположенном месте, выходят на «зебру», не убедившись в отсутствии близко идущих автомобилей, что четко прописано в ПДД. Так что к пешеходам есть также много вопросов и, безусловно, людям нужно прививать культуру безопасного поведения на дороге», – заявил он в интервью агентству ИТАР-ТАСС.
В связи с этим главный госавтоинспектор страны вспоминает хорошо забытую практику общественного порицания. В советские годы, размышляет Виктор Кирьянов, последствия для недобросовестного пешехода наступали неотвратимо: документы передавали по месту работы. Сегодня многие даже не утруждают себя выплатой минимального штрафа. Да и сотрудники ГИБДД, положа руку на сердце, в ряде случаев предпочитают закрыть глаза на идущего в неположенном месте пенсионера сталинской закалки либо же явно бойкую даму средних лет.
«А вот восстановить институт так называемого общественного порицания было бы неплохо. Если в России станет просто неприлично и некрасиво нарушать правила дорожного движения, тогда в разы сократится число ДТП, погибших и пострадавших в них людей. Думаю, мы в итоге к этому придем, это всего лишь вопрос времени. А учитывая положительные тенденции сокращения аварийности, можно сделать вывод, что мы на правильном пути», – резюмирует Виктор Кирьянов.
В нынешней России внедрение такого института попросту невозможно, считают опрошенные 161.ru. Изменилась сама схема взаимоотношений «работник–работодатель». Моральный облик сотрудника начинает интересовать руководство только в том случае, если это лишает прибыли, размышляет специалист по HR Евгения Костина.
«Сегодня это попросту невозможно. Что может сделать руководство компании в случае, если его сотрудник оштрафован за нарушение ПДД? Фактически ничего. Наказать рублем, лишить премии? Но в этом случае нарушение лежит за гранью трудовых отношений: перебегают дорогу явно в нерабочее время либо в обеденный перерыв, на прибыль предприятия это не влияет. Вынести предупреждение или выговор? Опять же – на каком основании? Разве что пожурить на общем собрании – но насколько это будет действенно? Идея может быть эффективной лишь в том случае, если компании обяжут выплачивать штрафы за своих подчиненных. Но это совершенно маловероятно: придется внести изменения в такую кипу нормативных документов, преодолеть такое сопротивление, что это просто нереально. Опять же: обязать можно госстуктуры, с частными предприятиями намного сложнее».
Не верят в плюсы возвращения хорошо забытого старого и пешеходы. Единственное, к чему это может привести – подорожают «черные» штрафы, считает специалист по логистике крупной международной компании Алексей.
«Пешеходов этим не отучишь. Наоборот, это повод для взяточничества: если сейчас нарушителей почти не трогают, то потом начнут останавливать и торговаться насчет неразглашения. Но по большому счету ничего не произойдет. Лишить премии за это меня никто не может: деньги платят за трудовые показатели, а не за общественное поведение», – размышляет собеседник корреспондента.
Фото: Фото cardriver.ru