RU161
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Ростове-на-Дону
Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

3 м/c,

вос.

751мм 93%
Подробнее
0 Пробки
USD 102,58
EUR 107,43
Авто Сергей Таскаев, разработчик автоматизированных автодромов: «Автоматизированные автодромы – решение XXI века, и наша цель – сделать их доступными для автошкол»

Сергей Таскаев, разработчик автоматизированных автодромов: «Автоматизированные автодромы – решение XXI века, и наша цель – сделать их доступными для автошкол»

" src=

В скором времени автошколы ждет революционное изменение – судя по всему, их обяжут принимать экзамены исключительно на автоматизированных автодромах, а учебные автомобили оснастить системами видеонаблюдения. В планах также увеличение числа обязательных фигур – будет и перекресток, и железнодорожный переезд, и полоса торможения.

«Интеллектуальный» автодром в отличие от обычного должен в автоматическом режиме отслеживать правильность выполнения элементов, снижая влияние человеческого фактора. Вторым рубежом защиты от субъективизма станут видеокамеры.

Курс на автоматизацию был взят после успешного завершения федерального эксперимента на российском автодроме КАФС, где в 2007 году начал работу автодром корейской компании DI Electonics. Видимо, результаты выпускников КАФС оказались обнадеживающими, и депутаты решили распространить опыт на всю Россию.

Но для автошкол подобный шаг грозит серьезными финансовыми трудностями, ведь оборудование автоматизированного автодрома требует инвестиций, которые измеряются миллионами долларов. Небольшие автошколы не смогут набрать такой суммы даже вскладчину, что поставит их под угрозу исчезновения. Это неприятно и для потенциальных водителей – уменьшение числа автошкол и инвестиции в автодромы вынудят их поднять цену на обучение.

Чтобы облегчить российским автошколам переход на новые стандарты, в Челябинске группа специалистов из Челябинского государственного университета взялся за разработку отечественной версии автоматизированного автодрома, поставив во главу угла минимизацию затрат автошкол и приспособленность устройства к российским условиям эксплуатации. Новую систему автоматических автодромов планируется предложить автошколам всей страны уже в начале лета.

Сегодня наш гость – декан физического факультета ЧелГУ Сергей Таскаев – человек, стоящий у истоков этого проекта.

– Сергей Валерьевич, с вашей точки зрения, внедрение автоматизированных автодромов – оправданный шаг?

– Я считаю, что да. Во-первых, это позволит добиться максимальной объективности при обучении и сдаче экзамена: ученик всегда будет знать, насколько правильно он выполнил элемент, а отследить причину ошибок, как на автодроме, так и в городе, помогут камеры видеонаблюдения на учебных машинах. Во-вторых, возрастет пропускная способность автодрома при сдаче экзамена. Система приема экзаменов радикально не менялась уже много десятилетий, а между тем новый век диктует новые стандарты.

– В свободной продаже есть импортные автоматизированные автодромы, вроде того, что купил КАФС. Для чего необходима разработка отечественного аналога?

– К сожалению, рынок автоматизированных автодромов очень узок, и у автошкол фактически нет альтернатив корейскому варианту, который и приобрел КАФС. Надо заметить, что этот автодром разрабатывался достаточно давно и имеет ряд существенных ограничений. Так, его можно инсталлировать на площадке размером 80 на 70 метров, и он требует достаточно сложных работ по подготовке территории – фактически отстраивается мини-город. Индукционные датчики монтируются в слое бетона, поэтому не допускают быстрого изменения конфигурации автодрома.

В некоторых случаях датчики требуют чрезмерно точного позиционирования машины, иначе водителю ставится «неуд», хотя фактически он уложился в норматив. Автомобили оснащаются множеством датчиков, что не позволяет использовать их в городе, и автошкола, помимо автодрома, вынуждена покупать еще и парк специальных машин. Наконец, стоимость корейского автодрома составляет порядка $1,5 миллиона, а это очень весомая сумма для российских автошкол.

" src=

– В чем принципиальное отличие вашей разработки?

– Мы постарались создать максимально простую и гибкую систему, поэтому в качестве регистрирующего элемента использовали пары лазерный светодиод – фотодатчик. Они недороги в изготовлении, надежны, безопасны и главное – позволяют формировать любую конфигурацию автодрома очень быстро. Лучи лазера ограничивают пространство фигуры, и электроника отслеживает моменты и последовательность пересечения автомобилем лучей, делая вывод о правильности выполнения упражнения.

Фотодатчики в отличие от индукционных позволяют создавать мобильные автодромы, которые разворачиваются буквально за несколько часов, – это удобно, например, для небольших автошкол в сельской местности, которые могут пользоваться одним мобильным автодромом, переезжающим от школы к школе.

При этом никаких ограничений по габаритам и форме автомобилей не существует – такую систему можно приспособить и для автомобиля размером с «Оку», и для БТРа. Фотодатчики позволяют очень точно ограничить контур фигуры и избежать ситуации, когда, например, человек заехал в гараж, но датчики показывают несдачу. С их помощью можно зафиксировать любые реальные ошибки – выезд за пределы, неточное торможение на горке, пересечение стоп-линии на светофоре, сбитую вешку на «змейке».

– Помимо собственно датчиков, какие еще элементы включает система?

– Автоматизированный автодром – это электронный комплекс. Помимо стационарных датчиков, ряд чувствительных элементов устанавливается на автомобиль. В отличие от корейского варианта, все датчики монтируются очень быстро, а потому автомобиль остается пригоден для обычной эксплуатации и учебной езды по городу. Кроме того, согласно новым правилам, машина должна быть оснащена несколькими видеокамерами, и мы предлагаем два варианта – недорогие веб-камеры или ip-камеры, позволяющие производить съемку даже в полной темноте. На автомобиль монтируется пять-шесть камер, но по желанию заказчика их количество может быть увеличено в разы.

Наконец, вся информация с датчиков и камер передается по проводному или беспроводному каналу на специальный компьютер и далее – в центр управления, который может находится на значительном удалении и от автодрома. Это также удобно, поскольку позволяет инспекторам вообще не присутствовать на экзамене или одновременно принимать экзамен на нескольких автодромах без необходимости переездов с места на место.

" src=

– Для чего необходимы видеокамеры в учебном автомобиле?

– В первую очередь, для разрешения спорных ситуаций во время экзамена, поскольку камеры фиксируют практически все нюансы дорожной ситуации: расположение других машин впереди, сбоку, сзади, поведение курсанта за рулем (в частности, пристегнут ли он ремнем безопасности), работу педалями. Но помимо прочего, такие системы полезны в процессе обучения, поскольку позволяют курсанту взглянуть на себя со стороны и получить «обратную связь». Например, многие с первых же занятий сидят за рулем неправильно, и, увидев это глазами стороннего наблюдателя, они смогут быстрее скорректировать свою посадку.

– Стоимость вашей разработки ниже, чем корейского автодрома?

– Да, и существенно. Если необходимо оснастить площадку для сдачи экзамена из нескольких фигур, оборудование и установка обойдется примерно в $100-150 тысяч, что на порядок доступнее корейского варианта. Разумеется, как и в случае с автомобилями, цена будет зависеть от комплектации, и если необходим вариант «все включено» (автомобили с датчиками, видеокамерами, полное оборудование автодрома), то стоимость будет примерно в три-четыре раза ниже, чем у автодрома компании DI Electonics.

– Когда речь заходит о российских аналогах, сразу всплывает вопрос надежности...

– Разумеется, для внедрения подобной системы в широком масштабе крайне важно добиться от нее стабильной и безошибочной работы, поэтому мы уделяем этому вопросу большое внимание. Именно поэтому в качестве чувствительных элементов выбраны оптические датчики, которые легко настраиваются и сами по себе очень надежны.

К примеру, рабочий диапазон температур комплекса составляет от -30 до +80°С, что очень важно при использовании системы в условиях нашего континентального климата. Перед внедрением система будет подвергнута многочисленным тестам на надежность, а близость производителя к потребителю обеспечит своевременное обслуживание.

" src=

– На каком этапе проект находится в данный момент?

– Разработан автоматический автодром и подготовлена необходимая техническая документация для его производства, кроме того, создана и протестирована система видеорегистрации сдачи экзамена. Сейчас материалы по этому проекту направлены в ДОБДД МВД РФ с целью согласования соответствия с требованиями департамента.

– Проект разрабатывается в Челябинске, но в перспективе вы планируете вывести его за рамки вашего города?

– Разумеется. Это проект федерального масштаба, поскольку с 1 июля необходимость в автоматизированных автодромах почувствуют все автошколы страны, и мы постараемся облегчить им переход на новые правила. Однако первые образцы начнут работать в Челябинской области, и, скорее всего, мы установим тестовый вариант прямо на территории Челябинского государственного университета.

– Кто участвует в проекте, помимо ЧелГУ в лице физического факультета?

– Проект получил поддержку нескольких инвесторов. Это автошкола РОСТО (ДОСААФ), Всероссийское общество автомобилистов, ЧОУ «Автокласс+», НОУ «Автокурсы». Также проект рассмотрен региональной комиссией Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере при правительстве РФ, сейчас мы ожидаем принятия решения по софинансированию проекта этим фондом.

– В условиях кризиса правительство активно стимулирует спрос на российскую продукцию в противовес импорту. В этом смысле ваш проект вполне в русле тенденций?

– Абсолютно. С одной стороны, он позволит автошколам снизить инвестиции в переоборудование автодромов. С другой – загрузить мощности российских предприятий. К примеру, для оборудования одного автодрома необходимо порядка 100-150 оптических датчиков, производством которых, вероятно, займутся предприятия оборонного профиля. Когда спрос на систему вырастет, предприятия будут обеспечены вполне солидными заказами, поскольку в России нужно переоснастить сотни автодромов и сделать это в сжатые сроки.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
29
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Не тянуть грехи прошлого в будущее»: политолог — о первых неделях работы нового донского губернатора
Александра Шевченко
Шеф-редактор 161.RU
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
На месте аксайских рынков построят новый жилой комплекс? Разбираемся
Марина Гаричян
Медиапродюсер и журналист 161.RU
Рекомендуем
Объявления