Для автошкол и желающих получить водительские права наступили трудные времена. С 1 января вступила в силу новая учебная программа с увеличенным количеством часов практического вождения, что сильно бьет по карману учеников. Более того, на днях приняты новые требования к автошколам, из-за которых с 1 июля большинство учебных заведений могут попросту закрыться. Чем это обернется для соискателей на водительское удостоверение, пока остается только догадываться.
Утвержденные требования к учебным учреждениям, занимающимся подготовкой водителей, имеют три важных пункта. Во-первых, с июля этого года каждый учебный автомобиль в обязательном порядке должен быть оборудован аудио- и видеосистемой. Проще говоря, должны появиться видеокамеры, фиксирующие процесс обучения и сдачи экзамена. Видеозапись поможет разрешить любые спорные ситуации, нередко возникающие при сдаче экзамена в ГИБДД.
К лету каждая автошкола должна обзавестись неким аппаратно-программным комплексом тестирования и развития психофизиологических качеств водителя. По замыслу специалистов из Министерства образования РФ, утверждавших требования, с помощью компьютерных психодиагностических методик будет проводиться оценка важных качеств будущих водителей: восприятие пространства и времени; глазомер; устойчивость, переключаемость и распределение внимания; память; психомоторику; эмоциональную устойчивость и динамику работоспособности. Кроме того, тестированию подвергнутся качества личности претендентов на водительское удостоверение: свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность и нервно-психическая устойчивость.
Если на первые два дорогостоящих требования – видеосистемы и АПК – автошколы еще способны найти средства, то третье условие может стать причиной закрытия десятка автошкол. Дело в том, что принятый документ определяет требования к автодромам, на которых проходят обучение водители. Площадка должна иметь ровное асфальтобетонное покрытие, круглосуточное освещение и имитировать реальные дорожные условия. На автодроме обязательно должен быть регулируемый светофором перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, дорожные знаки и разметка.
Теперь всем автошколам придется думать, как оборудовать автодром, соответствующий всем нормативам. Большинству из них придется закрыться. Крупным автошколам, которым удастся найти деньги на строительство, придется столкнуться с проблемой поиска свободных земельных участков. Теоретически, небольшие автошколы, не располагающие достаточными средствами, могут объединиться и постараться отстроиться в складчину. Однако на практике почти невозможно объединить конкурирующий бизнес.
Однако пока автошколы не поддаются паническим настроениям.
«Под новую программу мы сократили количество курсантов с 600 до 400 человек, – говорит начальник спортивно-технического клуба РОСТО Евгений Романов. – Все-таки увеличившееся количество практических часов требует дополнительных ресурсов, то есть автомобилей с инструкторами, а их у нас только 10. Естественно, что от дополнительных практических занятий и качество обучения возрастет. Однако это произойдет не во всех автошколах. Дело в том, что мелкие частные школы не торопятся менять наработанные уже методы. Да и машин у них бывает мало, никакой специальной площадки, не говоря уже об автодроме тоже. То есть, как и прежде, изменения будут фигурировать только на бумаге. Будущим курсантам стоит обратить внимание на то, что за небольшую плату они и обучение получат соответствующее. За 12 тысяч получить качественные навыки невозможно – не хватит практических часов. Здесь уже нужно контролировать «сверху». Люди, конечно, пойдут туда, где дешевле и быстрее, тем более сейчас, в условиях кризиса. Но это личный выбор каждого».
Несомненно, что новые требования к автошколам неминуемо приведут к сокращению числа образовательных учреждений и укрупнению серьезных игроков данного рынка. В ГИБДД видят лишь плюсы в этой тенденции: вместо сотен мелких автошкол, ютящихся по подвалам, давно пора перенимать европейский опыт и создавать крупные учебные центры по подготовке водителей.
Фото: Фото с сайта Ucheba.ru