Первый в России интернет-аукцион по продаже подержанных автомобилей начнет работу уже в августе. Пока о новинке известно немного. Фактически лишь то, что она будет соответствовать зарубежным образцам – в частности, японским аукционам. Приживется ли такая форма торговли на Дону, обсуждают все. Даже среди наших экспертов нет единого мнения насчет перспектив начинания.
Как известно из новостных лент, первая аукционная интернет-продажа подержанного автомобиля в России может состояться уже в августе. В последнем месяце лета предполагается, что в России начнет работу первый интернет-аукцион. Застрельщиком выступает японская компания Yoshida Corp., правообладателем марки в России является «Фаворит моторс». По имеющейся информации, российский аукцион будет аналогом зарубежных.
О работе американских и японских аукционов в России известно достаточно. Спецы по тематике – жители, к примеру, Владивостока, откуда до Японии рукой подать. Сеть посредников, которые работают на поставке в Россию аукционных авто, простирается до самых до окраин. «Японцев» и «американцев», купленных по сходной цене, можно найти и в Ростове. Работа российского аналога, судя по предварительным описаниям, будет происходить примерно следующим образом.
Как это выглядит
Вы привозите автомобиль на условленную аукционную точку. Его осматривают и оценивают по 100-балльной шкале. Далее – фотографируют в специальной студии. Затем специалисты производят ТО и назначается цена. Уже известно, что на этом этапе планируется также отсеять «криминальные автомобили» – то есть числящиеся в угоне и находящиеся в залоге у банка. Далее назначается цена. Но имейте в виду, что вышеперечисленные услуги обойдутся вам в 5% от стартовой стоимости. Будет ли при назначении цены учитываться мнение продавца, неизвестно. Но вот в Японии, рассказывает завсегдатай местных аукционов Анатолий, владелец таким правом обладает.
«Владелец выставляемого на торги автомобиля вправе его оценить – поставить продажную цену. Если в процессе торгов цена не достигнет уровня продажной, данный автомобиль будет либо оставлен на следующий аукцион, либо возвращен его владельцу. Владелец также вправе в любой момент пересмотреть цену на свой автомобиль», – так описывает японский процесс Анатолий.
Далее сведения об авто с его фото и описанием размещаются в Интернете. Здесь же вывешивается и аукционный лист – грубо говоря, резюме автомобиля с полным описанием его состояния, внутреннего содержания, технических наворотов и дорожной судьбы в стиле «не был – не состоял – не привлекался».
В роли покупателя может выступать как физлицо, так и брокер. Но в любом случае нужно будет составить заявку и оставить задаток в пять тысяч рублей. После чего как говорится, все в ваших руках. Торговаться можно до бесконечности.
«Если в процессе торгов цена не достигает уровня продажной, но кому-то из покупателей данная машина очень интересна – практикуются переговоры покупателя и продавца. Эти переговоры устраивает администрация аукциона по просьбе покупателя. Как правило, это приносит результат», – так, по словам собеседника корреспондента, может происходить торг в японском варианте. Как только цена удовлетворяет и покупателя, и продавца, а у последнего не возникает вопросов в стиле «зачем я корову свою продаю», заключается сделка. Но после этого может быть одна тонкость: в Японии машину нужно как можно быстрее забрать со стоянки. За пребывание ее сверх определенного лимита покупатель выплачивает пеню.
Светлое будущее
Мнения экспертов по поводу предстоящего нововведения расходятся диаметрально. Так, руководитель ростовского филиала ООО «Норд» Виктория Радионова считает, что аукцион упорядочит и успокоит российский авторынок. «В России подобного проекта ждали довольно долго, однако в других странах мира это главный способ покупки-продажи подержанных авто. В нашей стране официальных представителей аукционов не было. Поэтому участвовать в онлайновых торгах российские дилеры не имели возможности. Фирмы, которые обещают машины с аукционов, на самом деле являются лишь посредниками и сами доступа к торгам не имеют. Следовательно, цена такого автомобиля гораздо выше», – считает Виктория Радионова.
Цены на авто, продолжает она, станут более справедливыми. Покупатель не будет возмущенно вопрошать: «За что? Она у вас золотая?», а продавец подумает, прежде чем сослаться на очередь, которая уже выстроилась за его машиной.
«Положительное впечатление – это очень хорошо. Это решит определенные проблемы. Аукционная система – это признак нормального рынка, это максимально цивилизованная рыночная система», – солидарен с Викторией Радионовой издатель журнала «Авто-ЮФО» Яков Таратута. Правда, тут же продолжают собеседники, есть и отрицательный момент.
«Русский дух» все испортит?
«Если новый проект будет аналогичен подобным проектам в США и Японии, а партнером по созданию российского интернет-аукциона станет зарубежная компания, тогда это начинание очень перспективно», – делает оговорку Виктория Радионова. Замечание неслучайно: по мнению другой группы аналитиков, России просто не готова к внедрению аукционной системы. И дело не только в компьютерной грамотности.
«Я сомневаюсь, что из этого что-то получится. У меня сват пригонял себе тачку с аукциона, и долго тогда в шоке ходил .Потому что если у американца написано, что правое крыло помято там-то там-то и вот так-то, то так оно и есть. У нас сами знаете где что написано. Наш покупатель никому не доверяет, ему нужно пощупать, все осмотреть, да еще и своего знакомого технаря пригнать перед покупкой, чтоб еще и он посмотрел. А тут – смотришь на картинки и покупаешь. Ну нереально просто», – бурлит эмоциями владелец одного из центров по продаже подержанных автомобилей, пожелавший остаться неизвестным.
О специфическом влиянии российского менталитета говорит и Яков Таратута.
«Многое, что происходит в России, заканчивается злоупотреблениями и обманом. Аукционный документ, из которого в идеале можно узнать все об автомобиле, у нас в принципе отсутствует. Для этого должна быть единая информационная база, причем – открытая для всех. В ней должны быть сведения от милиции, от страховщика, от дилера. А сейчас лично я бы остерегся покупать автомобиль на аукционе», – резюмирует наш эксперт.