RU161
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

4 м/c,

с-в.

761мм 54%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,26
EUR 98,83
Город Почему Ростов отдал Нахичевану левый берег Дона?

Почему Ростов отдал Нахичевану левый берег Дона?

Знаете ли вы, что на столе у парижан почетное место занимал хлеб из нахичеванской муки, а Ростов в давние времена отказался от прав на левый берег Дона? Если нет, то продолжайте вместе со 161metr.ru листать страницы ростовской истории.

Ремесла и торговля

Нахичеван – первый торговый и ремесленный город Российской империи конца XVIII века на юге страны. Что и продиктовало характер главных занятий его жителей. Как считают историки, по своему режиму Нахичеван был приписан к крепостям и форштадтам, населению которых в соответствии со специальным сенатским указом конца XVIII – начала XIX века заниматься сельским хозяйством не только не рекомендовалось, но даже запрещалось. Поэтому это было обязанностью армянских крестьян окрестных селений, в чем они, необходимо отметить, значительно преуспевали. Выращиваемое ими зерно вывозилось как на внутренний рынок, так и в зарубежные страны. Небольшой исторический факт – парижский хлеб в то время выпекался уже не из крымской, а из нахичеванской муки.

Уже позднее, в середине XIX века, в связи с переездом в Нахичеван жителей армянских сел, изменился и состав городского населения. Многие из горожан стали содержать домашний скот и птицу, а зажиточные – лошадей для личных экипажей. Это, в свою очередь, повлияло на состав строений и планировку городских усадеб. К некоторым уже эксплуатируемым зданиям возводились пристройки с въездной аркой во внутренний дворик (см фото).

Коренные горожане – интеллигенция, торговцы и ремесленники – скот не держали. Обязательным занятием горожан была торговля и различные ремесла. Нахичеванские ремесленники занимались производством шелковых, шерстяных, кожевенных и прочих товаров. Выгодно используя предоставленные Екатериной II льготы и местные условия, купцы Нахичевана торговали не только в своем городе и в соседнем Ростове, но и в Центральной России, на Кубани и Тереке. В Екатеринодаре (ныне Краснодар), Ставрополе, Таганроге, Азове, Ейске и других местах были построены здания торговых пунктов по закупке местных товаров и продаже зерна, шелка, шерсти, кожи, сала и иных продуктов. В соответствии со «Статистическим описанием городов и посадов Российской империи» в 1825 году в Нахичеване функционировало уже 33 фабрики. Это были водочные, рыбные, салотопенные, кожевенные, хлопчатобумажные и другие предприятия. Для сравнения – в Таганроге в том далеком году их было 26, а в Ростове – только 12.

Глазами путешественников

Благодаря развитию торговли и ремесел, а также городского благоустройства Нахичеван вскоре после своего основания стал привлекать внимание видных русских и европейских путешественников и ученых. Он представал перед путешественниками как очень необычный город, город с непередаваемым колоритом, в котором сошлись Европа и Азия, древняя история и новая творческая мысль. В 1812 году известный государственный сановник Илья Безбородко, в своем «Вояже из Петербурга через Москву, Воронеж, Новочеркасск, Георгиевск Кавказской губернии, к минеральным водам, горячим и кислым и обратного пути в Малороссию» так писал о Нахичеване: «Армянский город Екатеринославской губернии, круговою дорогою, 20 верст от Аксая. Был в гостином дворе. Город многолюдный, регулярно расположенные улицы. Строения в армянском вкусе. Дома чистые, но большей частью крыты черепицею. Есть и хорошие каменные дома. Церквей каменных несколько, довольно огромные. Положение города прекрасное на горе при реке Дону».

Произвел достойное впечатление молодой город и на героя Отечественной войны 1812 года Николая Раевского, который совместно с Александром Пушкиным посетил его в июне 1820 года. В своем письме к дочери он отмечает: «На другой стороне крепости (Святого Димитрия Ростовского) есть другой форштадт, или город по имени Нахичеван, населенный армянами. Город этот пространный, многолюдный и в торговом отношении весьма богатый. Здесь и жизнь, и строения, черты лица и одеяние населения – все весьма оригинальное, своеобразное».

Уральский заводчик Анатолий Демидов в книге «Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию» так писал о молодом городе: «Нахичеван – город замечательный по своей странной наружности, свидетельствующий, впрочем, о господствующей здесь торговой деятельности... Хотя Нахичеван находится не в таком счастливом географическом положении, как Ростов, зато жители его несравненно способнее к торговым делам, нежели ростовские. Из глубины этой пустоши, почти никем не посещаемой, они содержат постоянные сношения со своими соотечественниками, живущими в Астрахани, Лейпциге, Малой Азии... Они овладели почти всею торговлею Донского бассейна. По причине своих многочисленных базаров Нахичеван обратился в богатое складочное место, способное наводнить товарами все окрестные ярмарки... Многочисленные магазины этого небольшого города наполнены прекрасными шелковыми тканями и разными восточными, преимущественно персидскими товарами.

Улицы здесь прямые и так же, как и дома, содержатся в большой чистоте... Здесь нам не понравилась только чрезвычайная дикость женщин, простирающаяся даже до того, что мы едва имели случай увидеть, и то вскользь, огромные косы здешних красавиц, расположенные на голове венцом, и их шелковые платья».

Города-соперники

С вожделением и завистью смотрели ростовцы на своего богатого соседа. У Ростова земли мало, она весьма дорогá, а Нахичеван раскинулся себе вольготно на просторах, дарованных Екатериной II. Мало того, местные ростовские обозреватели считали, что не только отведенное императрицей получил в пользование Нахичеван, а гораздо больше.

И ведь действительно, по Высочайшей грамоте Екатерины II от 14 ноября 1779 года армянам разрешалось основание «…особого города … с названием Нахичеван и с дачею на выгон оного двенадцати тысяч десятин…» В альманахе «Ростовъ–Нахичеванъ н/Д», выпущенным в 1910 году известным ростовским книгоиздателем Чеботаревым указывается, что первоначально под крепостью Святого Димитрия Ростовского было 24 тысячи десятин земли: «Потом отмежевали армянам 12 тысяч десятин, еще 12 тысяч должно остаться крепости. Но на самом деле вышло так, что Ростов имел 3 923 десятины 716 квадратных саженей, а Нахичеван – 20 009 десятин 578 квадратных саженей. Впрочем, местный историк Кузнецов рассказывает о каком–то мосте и о погибшей скотине, но это не установлено, хотя дает повод предполагать, что задонская сторона, в количестве 9 тысяч десятин, когда–то принадлежала ростовцам».

А история эта такова. Через Ростов часто прогонялись гурты правительственного скота для продовольствия войск. И вот однажды, когда скот прогоняли через мост, левая часть моста не выдержала, да и обвалилась. Большое количество скотины, увы, потонуло. Правительство, естественно, предъявило городу Ростову иск. А ростовские градоначальники возьми да и скажи, что, мол, знать ничего не знаем, ведать не ведаем, и ни к мосту, ни к левому берегу Дона ни малейшего касательства не имеем. Это, мол, нахичеванская территория…

Чего испугались отцы Ростова – большой суммы, предъявленной правительством или просто ответственности, неизвестно. Но только по иску правительства убытки оплатил Нахичеванский магистрат. Таким образом, оба города фактически признали левый берег Дона нахичеванской землей.

Данное положение юридически было закреплено в 1800 году постановлением Новороссийской межевой конторы, по которому в собственность Ростова был отведен только правый берег Дона. Однако в 1805 году межевая канцелярия своим решением это постановление отменила. К слову сказать, правительствующий сенат утвердил решение межевой канцелярии только в 1812 году. Ростову были возвращены права на оба берега Дона. Но в 1828 году по просьбе нахичеванских армян этот вопрос вторично рассматривался сенатом. И на сей раз решением сената Ростову отводился только «… правый берег с половиною реки от нахичеванской межи вниз до устья реки Темерника; затем во владении нахичеванского общества оставлены остальная часть правого берега от границы ростовской вверх и вся левая сторона Дона, вдоль означенных берегов лежащая».

Настал черед ростовцев быть недовольными решением сената. В 1837 году было подано прошение государю, в котором испрашивалось «…подтверждение прав на прежнее, долголетнее владение рекою Доном с обоими берегами», но Высочайшей резолюцией прошение ростовцев было оставлено на сей раз без последствий.

Ростову пришлось примириться со своей участью и ограничиться только одним правым берегом Дона.

Фото: Фото предоставлено автором
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем