Образование Частный детский сад: все худшее – детям?

Частный детский сад: все худшее – детям?

«Домашний детский сад раннего развития. Домашний – потому что помещение садика находится в большой трехкомнатной квартире. Попав сюда впервые, ребенок будет чувствовать себя в гостях, а не в казенном учреждении...

«Домашний детский сад раннего развития. Домашний – потому что помещение садика находится в большой трехкомнатной квартире. Попав сюда впервые, ребенок будет чувствовать себя в гостях, а не в казенном учреждении. В уютной домашней обстановке под присмотром опытных воспитателей с педагогическим образованием малыш не ощутит того страха перед детским садом, который поначалу испытывает любой дошкольник».

Так звучит вполне банальная реклама «частного» садика. Однако всегда ли далекие от муниципалитета дошкольные учреждения оправдывают радужные родительские ожидания? И захочется ли вам снова вести туда ребенка, если станет известно, что порой происходит за закрытыми дверями?..

«Нелегалы»

«Когда я впервые пришла «на разведку», все выглядело очень достойно: трехкомнатная квартира, аппетитные запахи из кухни, улыбчивые воспитатели. Словом, все, как положено, – вспоминает всерьез озадаченная поисками детского сада Людмила Яровая. – Вскоре я узнала, что в этот сад требуется воспитатель – и решилась: и для меня подработка, и с сыном рядом. Первый же «стажировочный» день просто поверг меня в шок: заведенные порядки явно не клеились со знаменитыми «санпинами»… Описался один из детей, все стекло на пол. Другие малыши продолжали ползать здесь же, один из них измарался в моче, так ему даже руки не помыли, а ведь они потом трогают игрушки, они всех их берут в рот, дети есть дети! Когда нянька таки решила переодеть мальчика, она по-свойски сняла колготки, вытерла ими линолеум. На мои замечания, что протирать полы надо как минимум мокрой тряпкой с хлоркой и руки ребенку помыть, последовал замечательный ответ: «А зачем? Здесь все дети чистые, они же со справками приходят, ну, подумаешь, детская моча!» Меня тогда просто передернуло, стоит ли говорить о том, что я решила всерьез следить за тем, чтобы мой сын больше не трогал игрушки, пока я их не помою. Кстати, после того, как из колготок случайно вываливались какашки, полы, конечно, мыли мокрой тряпкой, но если кто-нибудь из детей успевал схватить «это» рукой, пальцы просто ополаскивали для «проформы», что ли».

Людмила еще много рассказала. Например, о том, что горшки стояли в коридоре, и если дети случайно выливали содержимое на ковер, на это никто не обращал внимания. О том, что крики на малышей и шлепки, которые маскировали под «свойское» отношение и фразу «они же мне, как родные, вот и воспитываю, как своих» – были обычным делом! О том, что занемогшего ребенка лечили, чтобы не разболелся – без консультации с врачом, которого в «учреждении» и в помине не было. «Более того – когда «приключилась» в яслях ротавирусная инфекция, меня не предупредили, заведение не закрыли на карантин, и здоровые дети ходили вместе с больными! – ужасается Людмила. – Я совершенно случайно увидела, как одна из мам, пришедших вечером за ребенком, дает сыну «Энтерофурил» – антибиотик, применяемый в этих случаях. Поинтересовалась зачем. И только тогда узнала, что происходит!»

Было и еще несколько моментов, которые, мягко говоря, вызывают недоумение и весьма противоречивые чувства.

«Что поражало, так это лицемерие и фальшивые улыбки, с которыми встречали родителей: рассказывали, чем, якобы, занимался отпрыск, что ел, как спал, – вспоминает Люда, – даже расписывали день по часам для некоторых мам и пап… Но ведь это была ложь чистейшей воды: с детьми занимались крайне редко, в основном они были сами по себе. Единственной инициативой со стороны воспитателей было чтение вслух. Да и то раз от раза».

А еще – в том коллективе было три «аутичных» малыша. И речь даже не о том, что они находились в «неподготовленной» для их развития среде. Дело в другом: их часто обижали здоровые дети, а воспитатели, как правило, не обращали на это никакого внимания: все равно никому не расскажут. Часто и мокрые колготки им меняли непосредственно перед приходом родителей: хорошая репутация важнее всего.

Многое было не так, как надо, не говоря уже о таких «мелочах», как купленные санитарные книжки воспитателей (на случай спонтанной проверки, очевидно) и отсутствие какого бы ни было педагогического образования: многие «наставницы» приходили за «лишней копейкой», сидя в декрете.

«Договор с учреждением, естественно, никакой не заключался, – делится бывшая сотрудница частного садика Людмила. – Так что, случись, не дай Бог, что-нибудь с одним из детей, вина была бы целиком на родителях – сами привели… Может быть, и есть в нашем городе домашние садики, в которых «все по уму», но мне после увиденного в это верится слабо. Сейчас я на такой «эксперимент» не решусь даже в случае крайней необходимости».

В любой бочке меда есть ложка дегтя, но ведь и ситуация в целом доверия не внушает: Людмила – не единственная, кто столкнулся с «обратной стороной медали» частных попыток «благоустроить детство».

«Мы позвонили в один садик, чтобы узнать стоимость. Скрепя сердце уже были готовы водить дочку туда «всего лишь за восемь тысяч рублей», но… Грязный подъезд, тусклый свет, серые стены без единой картинки и мужичок-охранник слегка «пьяно-помятого вида» впечатлили так, что разговаривать с воспитателями уже не захотелось», – рассказывает Анна Лопатина. «Моя соседка водила сынишку в частный садик пару месяцев, пока не разобралась, что к чему, – делится Мария Лежнева. – Хотя меня лично насторожило бы с самого начала, что воспитатели очень молодые, у самих ребятишек пока нет. Там с детьми не занимались практически. Кормили, чем попало: подруга долгое время понять не могла, отчего у ребенка начались проблемы со стулом. Оказалось – сосиски и булки были в почете в этом горе-заведении. И носились, и лбы расшибали. Забрала его оттуда на днях, будет другой сад искать». Я убеждена: частные садики действительно закрывают глаза на здоровье детей. По сути своей – это услуги няни, только для нескольких детишек одновременно. Контроля, как у муниципалов, нет совершенно. Я свое чудо не отдам! И вам не советую», – убеждает мама малыша Кости, Аделина Яхина.

«Частные детсады – это что-то, – шокирована мама двухлетней Саши, Лиза Матвеева. – Я начинала водить своего ребенка в такой сад, вот все, что успела лицезреть: комната два на два и там не двенадцать человек в группе, как написано в рекламе, а двадцать! Дети буквально ходят друг по другу, игрушки все разломаны, бардак, воспитатель молодой, абсолютно не знает, что делать с маленькими, нет ни одной детской книжки, нет детской площадки (зима: дети, ходите по узенькой тропинке в одну сторону!), нет места где бы ваш ребенок смог побегать, прыгать и просто развиться физически! Каша на воде (это для растущих-то организмов), кружки битые, какао в них дешевое. Спальня находится между игровой и туалетом, комната очень маленькая и совсем не проветривается перед сном! Ни разу не видела медицинского сотрудника или кого-то похожего, а если что-то случится, дети с соплями, кашлем и поносом вместе со здоровыми! А вот то, что убило меня: воспитатель говорит маленькой девочке: «Поставь стул на место», та, видимо, ухом не повела. Воспитатель: «Я сказала быстро, б... поставила стул, пошустрее!!!» А ведь я могла этого и не услышать, и с моим солнышком обращались бы так же! Я просто привела ребенка позже и долго собиралась после того, как отправила в группу, просто оказалась в нужном месте в нужное время! И это за восемь тысяч рублей в месяц?!»

«Я вчера ходила смотреть один такой садик, – содрогается молодая мама Алиса Рубцова. – Я в шоке: если честно, не понимаю, как туда своих деток люди водят… Подъезд был открыт. Грязища ужасная, на полу высохшие и пахучие лужи мочи, окурки, бумажки. Разговаривала с хозяйкой, у второго воспитателя был выходной. Первое, что я увидела, был большой «карман» в темных обоях. Коридор, где раздевают деток, не оснащен ящиками: подвесы тряпичные (видимо, «икея») и крючки. На полу линолеум. Хозяйка сказала, что они его поменяли, то есть новый, но прямо в коридоре следы – прожженные – как будто от сигарет. Комната, где играют и едят дети, размером с обычную ванную комнату. Столики маленькие, и между ними при стоящих стульчиках не пройти – это точно. Игровая повергла в шок: комната двадцать кв. м, на полу ковролин, покрывающий большую часть пола. Диван, укрытый старыми тряпками. Игрушек очень мало, на стене телевизор, при мне шли «смешарики». Детей было двое – один все это время ходил в шапке и муслявил завязку во рту. Второй был предоставлен сам себе, пока хозяйка говорила со мной. Дышать совершенно не чем. И это при том, что с ними не гуляют. Больше всего поразила манера речи хозяйки, сообщившей, что у нее есть педагогическое образование. Я сама педагог и не представляю, как такие слова говорить можно по отношению к детям... Например, на вопрос о программе занятий, ответ был следующим: они, дескать, занимаются по стандартной ясельной программе, и на каждого ребенка хоть по десять минут, но выделяют. С кем-то счет учат, а с кем-то – книжки и их героев. Дальше – внимание: «Один мальчик уже месяц не хочет показывать героев в книжке про курочку Рябу, но мы его добьем (!!!) и он будет показывать». Дальше я уже была не в силах воспринимать информацию...»

Так что, товарищи родители, мотайте, как говорится, на ус: теоретически – все красиво. Но на практике частные сады еще хуже чем муниципальные – так как на муниципальные хоть пожаловаться есть кому, а в частном саду хозяин-барин, а от родителей только деньги принимают, но не жалобы. Это, наверное, общая проблема малого бизнеса в России – деньги собирают исправно, а услуги оказывают, как совесть подскажет, а совесть и бизнес – понятия несовместимые.

Внести ясность

«Основная причина, почему мы вынуждены работать без лицензии, – комментирует владелица домашнего детского сада, Ирина Малышкина, – жесткие условия СНиП. По нормативным требованиям детскому саду необходимо иметь отдельно стоящее здание, близлежащую территорию для прогулок, разрешительные бумаги от санитарно-эпидемиологической станции и пожарных. Эти пункты практически невыполнимы. Как домашним садам удается осуществлять нелегальную деятельность? Все держится на обоюдном согласии родителей и соседей по дому. Моральная ответственность за безопасность детей в случае чрезвычайных происшествий ложится на мам и пап. Частникам, действующим без разрешительной документации, не остается ничего другого, как работать на собственную репутацию».

«Частные детские сады – альтернатива для тех родителей, которые не могут устроить детей в муниципальные детские сады, – рассказывает специалист городского управления образования по делам дошкольников Любовь Егорова. – Плата в таких учреждениях значительно выше, чем в муниципальных, и это минус. Но, естественно, раз меньшее количество детей в частном детском саду, значит, условия пребывания и содержания должны быть лучше, и это плюс. Однако учитывайте, что проверки таких детских садов, в отличие от муниципальных, работниками той же санэпидемстанции проводятся только раз в год, при подтверждении лицензии. Опять же вопросы доставки, приобретения и приготовления продуктов «частники» решают сами. А как они его решают, становится известно только при проверке».

Все под контролем

Контроль над работой негосударственных ДОУ осуществляется с помощью лицензирования, аккредитации, сертификации программ и аттестации педагогов.

Поэтому приведенный ниже список обязателен для хорошего и более-менее надежного частного детского сада.

Регистрация или лицензия. Предъявляемые требования к частным садам часто не отличаются строгостью. Тем не менее даже контроль при получении или продлении лицензии лучше, чем его отсутствие.

Санитарные нормы и правила техники безопасности должны быть те же, что и в обычном детском саду: внутреннее помещение чистое, не представляющее опасности для детей, защищенное от пожара (противопожарная и сигнальная системы находятся в рабочем состоянии, есть запасной выход на случай пожара).

Профессионализм воспитателя. Убедитесь в квалификации каждого педагога: образование, общий педагогический стаж и опыт работы в данном заведении. Очень важно, чтобы педагог работал по профилю. То есть с двухлетним крохой должен работать воспитатель – ясельник с дошкольным образованием, а не преподаватель информатики из вуза. Обратите внимание, что педагогическое образование бывает очень разное!

Количество детей в группе. Детей до двух лет лучше отдавать в группы, где на одного взрослого приходится четыре (лучше три) ребенка; детей от двух до трех лет – в группы с одним взрослым на шесть детей максимум (соотношение один к четырем является идеальным).

Игрушки и игры должны быть в достаточном количестве, хорошем состоянии и соответствовать возрасту детей. Игрушки для старших не должны быть доступны малышам. Также вашему ребенку должны организовать безопасные и развивающие игры и занятия (игры на свежем воздухе, музыка, рисование, ручной труд, чтение вслух). Просмотр телевизора не должен являться привычной частью распорядка дня.

Должны быть запасные варианты на случай, если воспитатель вдруг заболеет. Кто в этой ситуации будет присматривать за вашим малышом?

За отзывами и рекомендациями вам лучше обращаться к родителям, которые недавно пользовались услугами этого сада, а также тем, чьи дети ходят в него.

Проведите несколько часов, наблюдая за группой, когда она в полном составе. Если воспитатель протестует против вашего присутствия или для родительских визитов в группу отведено специальное время, да и то по предварительной договоренности – возможно, учреждению есть, что скрывать, и вам лучше поискать другой садик.

Ознакомьтесь с меню. Узнайте, в каком режиме работают медсестра и врач, и есть ли таковые в принципе. Если ваш малыш ходит в садик на полный день, то медик в садике быть должен. Причем, появляться он там должен ежедневно. Это элементарная безопасность вашего малыша и медицинский контроль за поварами, качеством продуктов, за чистотой в помещениях, за чистотой и частотой обработки игрушек, подсобными рабочими, яркостью и мерцанием ламп в светильниках, выработкой бактерицидных ламп. Медик также должен составлять меню, в том числе и индивидуальное для детей, которым это необходимо, готовить фиточаи, кислородные коктейли и организовывать оздоровительные мероприятия (закаливание, ЛФК и прочее), а также просто вовремя заметить заболевающего ребенка и оказать ему квалифицированную помощь, пока родители едут за малышом.

Обратите внимание на срок работы детского сада: пять лет для нашей страны – уже солидный срок.

И напоследок. На хамство и педагогическую несостоятельность, конечно, можно наткнуться везде, но если уж есть возможность выбора, и вы платите за это немалые деньги – сделайте все, чтобы ваш ребенок не стал заложником ситуации, и его воспитанием в ваше отсутствие занимались достойные люди. А не те, для кого дети – лишь способ заработать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем