Международный аэропорт Платов закрыт с 24 февраля, когда место гражданских самолетов в небе заняли истребители, штурмовики и бомбардировщики. Но воздушная гавань продолжает работать, не останавливаясь ни на час. Корреспондент 161.RU Марина Гаричян узнала у сотрудников аэропорта, как идут смены и что происходит с авиационным оборудованием.
Платов — и пустота
На подъезде к аэропорту смену времени выдает неработающий пункт пропуска автомобилей — получить «квиточек» на временную стоянку нельзя. Привычных больших автобусов из Ростова на остановке тоже нет. Кажется, что здесь остановилось время. Даже фонтаны, украшавшие площадку перед терминалом, решили осушить. Штиль.
По оценкам экспертов авиационной отрасли, только за первые две недели ограничений было отменено более 1000 рейсов на вылет и прилет через Ростов.
Режим ограничения полетов в регионах, расположенных вблизи Украины, продлевается Росавиацией каждую неделю. В числе закрытых остаются 11 аэропортов — в Анапе, Белгороде, Брянске, Воронеже, Геленджике, Краснодаре, Курске, Липецке, Ростове-на-Дону, Симферополе и Элисте.
Несмотря на отключенное табло вылетов, дел в Платове хватает. На перроне стоит зимняя спецтехника. К холодному сезону начинают готовиться уже в сентябре. Чуть дальше — самолет-тренажер Ту-134А-3М. Его используют для отработки наземного обслуживания воздушных судов. Самолетов этой модификации выпустили всего шесть. Экземпляр, прослуживший в небе 35 лет, попал в Ростовскую область три года назад. «Пенсионер», как его называют платовцы, пригодился на земле.
— На нем отрабатывается отъезд и подъезд спецтехники, самоходных трапов, ленточных перегружателей и багажных тележек. Для тренировки погрузки и разгрузки багажа используем мешки с песком по 25 килограммов. Каждую неделю отрабатываем также подъезды телетрапов, — рассказывает ведущий инженер службы наземного обслуживания Михаил Лошадкин.
Крылатый тренажер позволяет отрабатывать эвакуацию воздушного судна, потерявшего возможность двигаться или выкатившегося за пределы взлетно-посадочной полосы, а также тушение пожаров.
— Новичку потребуется обучаться полтора месяца перед тем, как его допустят к реальным задачам и самостоятельной работе. После базового обучения сотрудник сдает экзамен и получает внутренний допуск, — добавляет Лошадкин. — Но если мы говорим о специалистах по наземному обслуживанию, в обязанности которых входит встреча и выпуск воздушного судна, они также проходят обучение в авиационном учебном центре на конкретные типы самолетов — «Боинги», «Аэробусы», «Суперджеты». Отличия у этих машин существенные. Полный цикл подготовки специалиста к работе занимает почти год, и это на базе профессионального образования!
Штат в полной готовности
Сотрудников в пассажирском терминале можно встретить круглые сутки. Это хоть немного оживляет огромную пустую территорию аэропорта, которая без самолетов кажется еще больше.
— Ни одного человека не сократили по инициативе аэропорта. Коллектив сохранен. Есть единичные случаи, когда люди писали в этот период заявления по собственному желанию. Часть коллектива — около 600 человек — находится в простоях с оплатой в соответствии с Трудовым кодексом. И еще мы поменяли график отпусков, перенеся многие на лето, — рассказывают в руководстве Платова.
Значительная часть сотрудников — на своих рабочих местах, включая технические и производственные службы. Здесь повторяют: безопасность превыше всего, поэтому аэропорт должен быть готов к открытию в любой момент.
— В аэропорту расположены две аварийно-спасательные станции в двух торцах взлетно-посадочной полосы. На каждой находятся на дежурстве по две пожарных машины, — показывает заместитель начальника службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов Святослав Тонконог. — Для поддержания боевой готовности во всех сменах службы регулярно проводятся тренировки с выездом в торец взлетно-посадочной полосы и подачей огнегасящего состава. Норматив прибытия первого и второго аварийно-спасательных отрядов в любую точку ВПП составляет всего три минуты после сигнала тревоги, третьего отряда — четыре минуты.
Тренировки проходят теперь чаще — благодаря свободной взлетной полосе.
В самом сердце аэропорта
Перемещаемся на саму взлетно-посадочную полосу. О тысячах рейсов напоминают следы шин посадочных колес, расчертивших просторную полосу. Пассажирам сюда не попасть: главная дорога Платова отрыта только для «местных». Ее тщательно проверяют, чтобы лайнеры безопасно поднимались в небо. Когда-нибудь снова.
Длина взлетно-посадочной полосы Платова — 3,6 километра. Общая площадь дневной маркировки — более 25 тысяч квадратных метров. На ее обновление за год уходит около 6 тысяч килограммов белой, 3,2 тысячи килограммов желтой и 1 тысяча килограммов красной краски.
На взлетной полосе зажигаются огни. Плановая проверка светосигнального оборудования для обывателя выглядит эффектно.
Светить продолжают и за пределами ровного покрытия, в поле. Там, уже среди россыпи одуванчиков, установлены десять мачт 16 метров в высоту и весом по 300 килограммов. Раз в месяц их опускают, чтобы проверить функциональность. Как ни странно, с этой манипуляцией справляются два человека.
Обычно летом Платов принимал и отправлял около полусотни рейсов за день. В тоске за пассажирами персонал дает волю ностальгии по чемпионату мира. Тогда, в первый год своей работы, Платов по праву стал одним из главных туристических символов региона.
— Особенно зацепил пост японского пассажира. Он сфотографировал галерею прилета, где у нас инсталляция со стихотворением «Дон» Пушкина. Кадр он подписал так: «Не понимаю, что здесь написано, но чувствую, что это грандиозно».
Планы аэропорта последние годы корректировал злосчастный ковид, а теперь — военная операция. В этом году базовый перевозчик «Азимут» должен был получить Airbus A220. Ни одна авиакомпания в России их еще не эксплуатировала. Платов же получил допуск на их наземное обслуживание. Но долгожданной встречи не случилось.
В декабре Платову исполнится пять лет. Возобновление полетов тут называют «будущим вторым открытием аэропорта».
— Тишину до сих пор странно воспринимать. Аэропорт всегда звучит: шум от взлетов и посадок самолетов, объявления в аэровокзале, работа спецтехники, — поделилась директор по стратегическим коммуникациям Ксения Бурменко. — Нынешняя тишина нетипична и непривычна.
161.RU писал, что Росавиация запросила новый транш у правительства России на поддержку неработающих аэропортов — 2,4 миллиарда рублей. Компенсации идут на возмещение операционных расходов, среди которых зарплаты сотрудников.
Показываем, каким в 2019 году был первый споттинг в Платове. Фотоохоту за самолетами проводили и после заката — репортаж с ночными кадрами смотрите здесь.