В марте, когда на российскую экономику начали давить санкциями, департамент транспорта Ростова заявил, что по ростовским улицам ездят отечественные НЕФАЗы, ЛиАЗы и ГАЗы. От проблем с запчастями в итоге это не спасло. Как так получилось, что летом перевозчики страдают от скачка цен или тотального дефицита комплектующих, — разобрался корреспондент 161.RU Ренат Дайнутдинов.
Автобусы отечественные, но…
— Вот автобус Курганского автозавода (КАвЗ) — у него мосты фирмы DANA — немецкие, двигатель Cummins — собранный в Китае американец. У НЕФАЗов передние мосты — ZF (Германия), задние — RABA (Венгрия), двигатель — Mercedes или, да, российский КАМАЗ. Коробки у них фирмы Voith (Германия), — рассказывает о своих автобусах представитель одного из ростовских перевозчиков.
По его оценке, в последнее время запчасти подорожали в три-четыре раза. Аналогичная ситуация с маслами, которые используют на автобусах на газе. «Метановые» автобусы особенно сильно страдают от дефицита — не хватает свечей и бронепроводов. Если они и есть, то стоят в разы дороже, чем раньше.
Большинство автотранспортных предприятий города говорить о проблемах с запчастями отказались. Согласившиеся настояли на анонимных разговорах.
Советник президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области Юрий Корнюш утверждает, что после введения санкций запчасти в стране подорожали на 60–70%. Шины подскочили в цене на 40–80%, стоимость работ подорожала на 20%.
— И цены [на запчасти] продолжают расти, — подчеркивает Корнюш. — Из-за этого растут цены и на техобслуживание. Транспортники ходатайствуют перед правительством об обнулении пошлины на ввоз запчастей.
«В кратчайшие сроки необходимо наладить взаимодействие с китайскими и индийскими автопроизводителями»
По словам эксперта, на цены влияют несколько факторов. Во-первых, в 2,5 раза поднялись цены на алюминий и пластик. Во-вторых, подорожали логистические услуги, а цепочки поставки товаров удлинились в разы. Наладка производства сложных узлов и агрегаторов в России, по мнению эксперта, может занять минимум 5–7 лет.
Корнюш добавил, что общественный транспорт в городах России и так страдал от сильной изношенности и недостаточного обновления подвижного состава. Техническая надежность и безопасность автобусов и так не дотягивала до нужного уровня. Санкции усугубляют проблему.
Город без тормозов
— На автобусы КАвЗ сейчас вообще не можем найти тормозные диски, — продолжает представитель АТП. — Я три месяца назад обращался в дилерский центр. Он оптимистично настроен, но найти ничего не может. Последний диск нам поставили в начале года. Мы его заказывали в начале декабря 2021-го, а он пришел только в январе. После февраля ничего не получали. У нас один КАвЗ уже стоит из-за этого. Полтора месяца не можем найти диски.
«Знаете, это, наверное, только начало»
У автотранспортного предприятия возникли проблемы с рулевыми тягами, компрессорами и роликами натяжения для кондиционеров — из-за этого они не работают.
— Коробки передач, например, мы еще не заказывали. Незначительные поломки были. Пока выходим из положения. Что будет дальше — тяжело сказать, — добавляет он.
Представитель другой фирмы-перевозчика подтверждает, что запчасти покупают втридорога. Его предприятие не может найти форсунки, а с тормозами проблем нет. Говорит, пока все автобусы на ходу, но всё может измениться.
Его коллега продолжает: компании внимательно следят за комплектующими, от которых зависит безопасность перевозок — их меняют планово, по пробегу. Менее важные детали, например свечи, теперь не трогают, пока всё работает.
— Стараемся любыми путями находить возможности выхода из ситуации. О безопасности перевозок стараемся не забывать. Абы что не поставишь. Если что-то случится, а потом техническая экспертиза. Кому ты что будешь рассказывать…
Вместе с запчастями дорожают и автобусы. По словам одного из собеседников 161.RU, с начала года цена, например ЛиАЗов, выросла с 10 до 20 миллионов рублей. Машины других производителей тоже поднялись в цене.
При этом в очередное повышение тарифов представитель отрасли не верит. По его словам, власти, опасаясь «социального взрыва», не пойдут на такой шаг.
В марте в администрации Ростова на просьбу прокомментировать ситуацию с обеспеченностью АТП запчастями ответили, что вопрос не находится в ведении городских властей — это зона ответственности перевозчиков.