Новые трамваи в Таганроге начали появляться еще прошлым летом — тогда вагоны обкатывали на первой модернизированной линии. В апреле 2022 года компания «Синара» закончила обновлять и вторую линию. Корреспондент 161.RU Надежда Маницкая испытала обновленную транспортную систему соседнего города, чтобы узнать, что ждет Ростов.
В ноябре 2021-го правительство Ростовской области подписало с уральской компанией «Синара» соглашение о создании скоростного трамвая в Ростове. Несмотря на подорожание стройматериалов, компания планирует подписать концессионное соглашение до конца этого года.
«Синара» не просто пустила новые вагоны по городу: знакомство с новой трамвайной системой началось до остановки — с приложения «Таганрогский трамвай». Там на карте можно посмотреть все остановки, маршруты и оплатить поездку. Попробовала такой метод оплаты: «привязала» карту, в вагоне навела телефон на QR-код, оплатила. Удобно. А вот с отслеживанием самих трамваев проблема: какие-то видны на карте, другие — нет. А те, что отображаются, не всегда показаны под своими номерами.
Обновление коснулось и остановок. Теперь они из стекла, на каждой висит табличка с названием и карта. Рядом стоит табло, где отображается время ожидания каждого маршрута. Показывает достаточно точно. Там же актуальные объявления: например, «С 14:00 до 16:00 движение трамваев приостановлено». Подошла на остановку в 15:30 — поэтому спасибо, иначе возмутилась бы задержкой. В другое вагоны действительно подходили быстро. Не скажу, что интервал всегда ровно 9 минут, но дольше 15 ни разу не прождала.
Заходим наконец-то в трамвай. Первым мне попался «старый новый вагон» — тот, что катается еще с лета. Он действительно едет тихо, но не могу не придраться к какому-то скрипу в салоне во время движения. Двери тоже открываются бесшумно, а закрываются предупреждающим писком: по словам местных, некоторых он раздражает. Мне показалось, что привыкнуть можно быстро.
Все остановки и предупреждения о ремонтных работах в салоне объявляют. Дополнительно висят два табло с названием остановки. Почему той, что уже проехали, а не следующей, мне непонятно: не очень удобно, если не знаешь город. Из одного конца города в другой — то есть от конечной остановки до той, где трамвай поворачивает обратно по маршруту — доехала за 27 минут. По словам местного жителя, раньше это время занимало минут 40, если не больше.
В салоне работал кондиционер, рядом с сиденьями есть USB-порты для зарядки. Они же появились и на остановках. В вагонах, которые пустили весной (они есть только на маршруте № 2) обозначены специальные зоны для перевозки велосипеда и собаки.
К оплате проезда есть вопросы. Валидаторы для оплаты картой висят на поручнях, но кто оплатил картой, а кто наличкой кондуктору — проверить сложно. Дважды я платила картой, и ни разу мне не пришло пуш-уведомление об оплате (хотя оплата, судя по валидатору, прошла). На всякий случай проверяю приложение банка, там тоже не было видно, что операция прошла. Появилась только на следующий день. То есть надежда только на бдительных кондукторов. Но и их скоро не встретишь в таганрогских трамваях — в вагонах уже стоят автоматы для приема наличных. Их я тоже опробовала: работают без отклонений, билетик выдают.
Из приятных наблюдений: «Синара» при модернизации некоторых остановок делает возвышение, чтобы оно было вровень со входом в низкопольные трамваи.
Завершить обновление трамвайной сети полностью планируют к концу этого года. Заметно, что есть еще «сырые» моменты: не все вагоны оборудованы автоматами для оплаты наличными и QR-кодами для приложений. Но общее впечатление остается приятным. Есть с чем сравнить: катались и на старых КТМ-5, которые убрали с таганрогских линий только зимой. Гремели они нещадно, возможно, поэтому писк закрывающихся дверей в новых вагонах показался мне приятной мелодией новых технологий.
В прошлом ноябре правительство области подписало с уральской компанией «Синара» соглашение о намерении модернизировать трамвайную сеть и в Ростове. Проект оценили в 51,18 миллиарда рублей. В марте стало известно, что из-за западных санкций проект по модернизации трамваев вырос уже на 9 миллиардов рублей. Позднее губернатор Василий Голубев заявил, что не отказывается от проекта. «Синара» также уверяет, что планы войти в концессию сохраняются.