Власти Ростова серьезно взялись за проект строительства канатной дороги, которая должна будет связать правый и левый берега Дона. Ради нее собрались вырубить часть деревьев рядом с «Ростов-Ареной».
Корреспондент 161.RU Ренат Дайнутдинов узнал у экспертов, нужна ли городу канатка в предложенном властями варианте. Также он рассказывает, какие проекты канатной дороги предлагали раньше.
ЧМ прошел, а проекты остались
О канатной дороге, которая свяжет берега Дона, ростовские чиновники говорят уже почти 10 лет. Разговоры пошли сразу после известия о том, что в городе пройдет чемпионат мира по футболу.
В 2011 году на международном семинаре в администрации города студенты представили проект канатной дороги. Она должна была связать смотровую площадку на проспекте Чехова и стадион на левом берегу (название тогда ему еще не придумали). Она могла бы «переправить» через реку около двух тысяч человек в сутки. В администрации тогда пообещали изучить проект студентов и, возможно, даже реализовать его к ЧМ.
В феврале 2014 года разговоры вышли на новый уровень. Губернатор Ростовской области Василий Голубев не исключил, что канатку всё же построят к чемпионату мира. Тогда проект сделали специалисты ДГТУ, предложив четыре маршрута:
Театральная площадь — Зеленый остров — стадион (протяженность 3900 метров);
Театральная площадь — Зеленый остров — стадион — ТЦ «МегаМаг» (5100 метров);
Театральная площадь — левый берег Дона — ТЦ «МегаМаг» — район ГК «Юг Руси» (8800 метров);
Театральная площадь — левый берег Дона — ТЦ «МегаМаг» — Батайск (10 700 метров).
По замыслу разработчиков, скорость кабинки составила бы 40 километров в час, а путь от Ростова до Батайска мог бы занять 15–20 минут. Предполагалось, что канатную дорогу построят за три года, если бы дело пошло дальше разговоров.
Но оно не пошло. О проекте периодически вспоминали, а СМИ даже приписывали интерес к строительству канатной дороги группе компаний «Агроком» миллиардера Ивана Саввиди. Но чемпионат мира близился, а проект канатной дороги оставался лишь на словах да на бумаге.
Но после ЧМ о нём не забыли. Перетягивание проекта канатки длилось почти пять лет. В 2021 году ростовские власти стали активно говорить о развитии левого берега Дона, частью которого должна была стать канатная дорога. Ее даже внесли в генеральный план города.
В июле прошлого года администрация выдала разрешение компании «ПК Проект» на разработку проекта планировки территории для подвесной двухкилометровой канатной дороги. К проектированию самой канатки должны приступить во второй половине 2022 года. По задумке администрации, у нее будет четыре станции: «Театральный спуск», «Смотровая площадка», «Зеленый остров», «Улица Левобережная» (восточнее «Ростов-Арены»).
Строительство еще не началось, а канатка стала уже частью скандала — ради нее планируют вырубить деревья в роще рядом со стадионом. В январе 2022-го сити-менеджер Алексей Логвиненко заявил, что канатная дорога обойдется примерно в 2 миллиарда рублей. Будет ли ее строительство полностью частным или город передаст проект в концессию инвестору — пока неизвестно. Но, по словам Логвиненко, канаткой активно интересуются компании, которые готовы ее «запроектировать и под ключ построить за свои деньги».
В администрации Ростова рассказали 161.RU, что при оптимальном раскладе в среднем канатная дорога будет перевозить 600–680 пассажиров. Речь идет о людях, которые будут пользоваться ею как транспортом. Количество туристов власти спрогнозировать не могут. Строительство канатки планируется без привлечения бюджетных средств.
Идеал — Нижний Новгород
Две самые известные действующие городские канатные дороги находятся в Москве и Нижнем Новгороде. В столице канатка соединяет два берега Москвы-реки и помогает людям быстро добраться от Воробьевых гор к стадиону «Лужники». Протяженность дороги всего 720 метров. Это больше развлечение для туристов, чем замена городскому транспорту.
В Нижнем Новгороде ситуация другая. Там она соединяет Нижний Новгород с городом-спутником Бором, который находится на другом берегу Волги. Как рассказала заместитель главного редактора нижегородского портала NN.RU Ольга Куренкова, в их городе канатная дорога работает с 2012 года.
— На момент строительства в ней была острейшая необходимость. Она связывает Нижний Новгород с городом-спутником Бором, и, кроме канатки, туда можно доехать только по мосту. Тогда автомобильный мост был только один, двухполосный (одна полоса — в направлении Бора, другая — в направлении Нижнего Новгорода). Кроме того, что многие жители Бора учатся и работают в Нижнем, в теплое время года ситуация усугубляется тем, что в этом направлении начинают ездить дачники (плюс направления Семенова и Городца). Дач в этих краях очень много, и в худшие годы можно было простоять в пробках по 2–4, а то и 6 часов, — рассказала Ольга Куренкова.
Сейчас ситуация с дорогами улучшилась, но горожане всё равно активно пользуются канатной дорогой. Летом из-за туристов на ней образуются очереди. Проезд до Бора стоит 100 рублей, а на автобусе, например, 70–80. При этом канатная дорога быстрее и доставляет людей ближе к центру Нижнего Новгорода.
До открытия канатной дороги в городе некоторые горожане говорили: «Зачем нам эта красивая и дорогая игрушка». Сейчас к ней относятся лучше.
Нужна ли канатка Ростову?
Транспортный обозреватель портала Travel.ru Юрий Плохотниченко считает, что сравнивать ситуацию в Нижнем Новгороде и Ростове нельзя. Волга в несколько раз шире Дона, а вокруг нее много пойменных болот, поэтому строительство моста там — дело очень затратное. Мост, который сейчас там есть, часто стоит в пробках, и по дороге в Бор нужно делать большой крюк. В Ростове же левый берег Дона напрямую связан с городом Ворошиловским мостом.
Юрий Плохотниченко считает, что строительство канатной дороги — неудачное решение для Ростова. По его мнению, «это очень специфический и нишевый вид транспорта, который используется только на малых пассажиропотоках» и в основном там, где нет возможности или смысла применять более дешевые и стандартные решения. Поэтому их строят на горнолыжных склонах, над ущельями и реками или там, где нельзя пользоваться автомобилями из-за сохранения экологии.
— Никакое из этих условий в Ростове не выполняется. Дон — самая обычная и не особо широкая река. Через нее логично строить банальный мост, которого действительно остро не хватает в месте предполагаемого размещения канатки. Ростов крайне нуждается в еще одном мосте через Дон — из района Нахичевани. Он не только решил бы транспортную проблему самого Левого берега и Зеленого острова, но отвел бы из центра Ростова излишний транзитный трафик, — считает обозреватель Travel.ru.
Еще одним минусом канатки Плохотниченко считает высокую стоимость билетов. Поэтому для ежедневных поездок на работу это крайне невыгодный транспорт. Это значит, что спрос на нее в Ростове будет очень невелик. Он считает, что дорога не сможет обслуживать даже места отдыха на левом берегу Дона, потому что он растянут на десятки километров.
— Максимум она сможет обслужить пяток близлежащих кафе и шашлычных, а для всех остальных заведений она просто окажется слишком далеко, и туда продолжат ездить на такси. Аналогично станция на стрелке Зеленого острова обслужит лишь малую его часть. Кроме того, многим ли посетителям Левого берега нужно туда с Театральной площади, которая даже не транспортный хаб? Для футбольных болельщиков канатка тоже, по большому счету, бесполезна. В обычные времена «Ростов-Арену» посещает по 30 тысяч зрителей, а канатка способна в разумные сроки после окончания матча перевезти лишь несколько сотен.
По его словам, канатка проигрывает мосту и по другим аспектам. Во-первых, она не будет работать поздно вечером и ночью. Также она будет останавливаться в случае непогоды, например сильного ветра. Эксперт считает, что попытка построить канатную дорогу вместо моста — это колоссальная ошибка.
Автор проекта «Ростовский городской транспорт» Михаил Кругликов также считает, что канатная дорога не решит транспортные проблемы Ростова. Максимальная пропускная способность канатных дорог — 2000 пассажиров в час. По сути столько могут перевезти 20 автобусов, работающих с интервалом в 3 минуты.
Вызывает у него сомнение и то, кто будет пользоваться «воздушным мостом». Ведь для популярности канатной дороги должны быть как минимум две точки пассажирообмена. В России ему известен только один пример подобной канатки — в Нижнем Новгороде.
— Очевидно, в сегодняшних условиях пассажирами могут быть люди, отправляющиеся на отдых на левый берег: на стадион «Ростов-Арена», к парку «Левобережный», на различные базы отдыха. В перспективе к ним добавятся жители нового микрорайона рядом со стадионом, однако полностью транспортный вопрос канатная дорога, конечно, не решит, — говорит Кругликов.
По его мнению, канатная дорога — это больше аттракцион, чем городской транспорт. У нее может быть своя аудитория, но не очень большая. Также Михаил Кругликов считает, что город не должен вкладывать деньги в такие проекты, так что строительство канатки за счет инвестора — идея неплохая.
Ранее власти сообщали, что строительство канатной дороги должно начаться в конце 2022-го — начале 2023 года.