В понедельник, 11 октября, в Ростове перезапустили троллейбус № 17 на Стройгородок. Электротранспорт убрали из микрорайона в 1998 году. Пока на линию выходят три машины «Горожанина». До конца года их число увеличат, пообещали чиновники. Корреспондент 161.RU Марина Гаричян прокатилась на новом-старом маршруте и поговорила с пассажирами о качестве троллейбусов и эффективности транспортной системы.
В чем суть?
С центром города Военвед соединяют только два прямых автобусных маршрута — № 49 и 99. Оба пересекались на конечной на Центральном рынке. Но в начале 2021 года конечную остановку 49-го перенесли к ТРК «Мегамаг», а 99-й перевели в средний класс, и теперь он идет по Буденновскому до Береговой и поворачивает к вокзалу. Троллейбус № 17 едет от Стройгородка до Центрального рынка. Он в том числе должен компенсировать уменьшение пропускной способности 99-го маршрута. Стоимость проезда — 17 рублей.
— В ближайшее время планируется нанесение выделенной полосы для общественного транспорта по улицам Дачной, 56-й Армии и Вавилова, — сообщили корреспонденту 161.RU в городской администрации.
Вернуть 17-й троллейбус администрация Ростова решила в конце 2020 года. Власти объявили конкурс на обслуживание маршрута. Изначально планировалось, что летом работать будут 12 машин, а зимой — 10. В январе 2021-го конкурс признали несостоявшимся: не было ни одной заявки.
Администраторы портала «Ростовский городской транспорт» предлагали сделать для него остановку у «Дома обуви» на Буденновском, чтобы в районе рынка у 17-го троллейбуса она была общей с автобусом № 99.
— Реализация этой идеи не потребовала бы ни рубля из бюджета. К сожалению, организаторы перевозок не видят целесообразности в этом, считая, что пассажиры пойдут на троллейбусную остановку на Центральный рынок ждать маршрут № 17 с интервалом в 40 минут. Таким образом, первая единая остановка у двух дублирующих маршрутов будет только на Большой Садовой, — рассказали в РГТ.
За весь электротранспорт в Ростове отвечает МУП «РТК». Изначально 20 троллейбусов «Горожанин» с увеличенным автономным ходом в 20 километров покупали для работы на маршрутах № 7 и 17. Как позже пояснили в администрации, приобрели только 15, 5 машин не было принято. Каждая обошлась в 21 миллион рублей. По факту большинство машин, которые должны были работать на Военведе, уже полгода ездят на центральных маршрутах. Но автономный ход там нужен только несколько дней в году — когда закрывают Театральную площадь.
Троллейбусы № 17 ходят с 05:30. Последнее отправление с Центрального рынка в 22:20, со Стройгородка — в 22:10. Поездка от конечной до конечной вечером займет около 30 минут. Участок между площадью 2-й Пятилетки и Центральным рынком машины проходят по контактной сети, остальную часть маршрута — на автономном ходу.
— Для нас развитие электротранспорта — одно из приоритетных направлений. Троллейбусы не только удобны и экономически выгодны для пассажиров, но и экологически безопасны для города, — сказал сити-менеджер Алексей Логвиненко.
Что думают ростовчане?
На первой неделе работы троллейбуса мы пообщались с пассажирами маршрута в салоне и на остановках.
Татьяна:
— Я так расстроилась, когда отменили остановку на Центральном рынке у 49-го автобуса! Это же так удобно было. Если уж хотел в «Мегамаг», то можно было пересесть и доехать. Но туда нечасто нужно. На троллейбусе с первого дня езжу, теперь только на нем. Влезть по вечерам всё равно с трудом получается.
Николай:
— Работу заканчиваю к 19:00, сажусь на Буденновском у Дома офицеров. Обычно на дорогу уходит около часа, еще и автобус забит. Я не могу идти на конечную на вокзал, чтобы выбрать место в салоне — далековато. То, что я точно могу сейчас плюсом назвать: троллейбус чаще всего не совсем полный приезжает, даже иногда сесть можно. Не все еще знают про него. Но, думаю, зимой ситуация изменится. Да и знакомые рассказывают, что это мне пока везет: они едут как селедки в банке. Хорошо хоть, что теперь у военведовцев выбор больше, на чем добираться домой. Странно в городе устроена сеть: пока стоишь на остановке и ждешь свой транспорт, проезжают несколько 83-х автобусов. А наш район забытый, наверху, наверное, думают, что там никто не живет.
Алена:
— Проезд по 17 рублей — это просто сказка. Но для такого длинного маршрута нужно больше подвижного состава, хотя бы 5–6 машин. Не пробовала еще на троллейбусе поздно выезжать из центра: после 9 вечера к нам обычно нет транспорта.
Оксана:
— Жаль, что остановки у «Дома обуви» нет, может, сделают позже. Там всегда такая толпа! Было бы лучше, чтобы два транспорта оттуда забирали пассажиров.
Михаил:
— Благое, казалось бы, дело, но создается впечатление: делают, чтобы в итоге сказать, что троллейбус себя не оправдал, и окончательно его похоронить. На примерах других маршрутов это видно. Как объяснить, что на четверке («ГПЗ-10» — «Центральный рынок». — Прим. ред.) есть комфортабельные автобусы, а дублером пускают гнилые, раздолбанные, вонючие колымаги — троллейбусы № 12. Без кондиционера летом и без отопления зимой, которые еще и ходят раз в пятилетку. Естественно, что на них никто не ездит, чистый убыток. Надеюсь, с 17-м такого не будет. Только три машины — катастрофически мало! Срочно нужно увеличить количество — зима впереди.
Дмитрий:
— Отлично же: троллейбусы с автономным ходом, которые смогут объехать и место ДТП, и своего сломавшегося, но неудачно ставшего поперек дороги собрата. И это вам не тот «пережиток прошлого» в виде трамвая, который некоторые авантюристы хотят воскресить на Нагибина и Стачки. Это прогресс.
161.RU писал, что департамент транспорта представил рейтинг перевозчиков города. «Ростовская транспортная компания», обслуживающая все троллейбусы и трамваи, заняла 7-е место.