Министерство транспорта Ростовской области начало искать подрядчика для создания интеллектуальной транспортной системы. Она охватит Ростовскую агломерацию — областную столицу и ближайшие города с населением более 300 тысяч человек.
По документам закупки интеллектуальная транспортная система (ИТС) совместит модули по сбору, хранению и анализу данных о дорогах и мостах, модуль по управлению движением для контроля транспортных потоков и анализа работы светофоров и другие. Кроме мониторинга и управления ситуацией на дорогах планируется прогнозировать движение в агломерации.
Согласно расчетам авторов, после запуска системы к 2024 году средняя скорость движения по агломерации должна вырасти с 31,6 километров в час до 34,9. Перегруженность дорог снизится с 1,5 до 1,3, а количество ДТП уменьшится с 1242 до 723.
Автор паблика «Урбанистика — Ростов-на-Дону» Артемий Зайцев считает, что внедрение системы не избавит город от врожденных проблем с транспортом.
— Я лично не против использования информационных транспортных систем, особенно если это делается на уровне области, — отметил Зайцев. — Камеры, которые стоят на дорогах, они тоже являются частью этой системы, и они нормально справляются с ситуацией на некоторых участках. Если будет так — это хорошо, главное, чтобы не за счет бюджета города.
При этом, по мнению Зайцева, транспортные проблемы Ростова тесно связаны с градостроительными и организационными — а они не находят своего решения.
— Ситуация в нашем городе очень плохая: мы находимся на четвертом месте в мире по количеству времени, потраченному людьми в пробках. И нам эти информационные системы не помогут. Нам нужны очень серьезные изменения в градостроительной политике и управлении и в постановке задач и целей. <...> Сейчас ставятся задачи на освоение денег, — считает урбанист.
Зайцев уверен, что пробки не исчезнут, пока окраины застраивают жилыми высотками, не создавая рабочих мест в новых районах. Ростовчане должны реже ездить в центр.
Проект и концепцию ИТС разработали в ДГТУ. Одним из принципов будущей системы должна стать полнота информирования участников движения, то есть все данные о ситуации в городе должны передаваться конечным пользователям. Информация должна быть достоверной и своевременной — «необходимой для принятия хотя бы одного альтернативного решения». Для ИТС также предполагается использовать отечественные технические решения — нужно учитывать производителей оборудования и программ из Ростовской области.
План создания ИТС расписан до 2024 года. Системы и модули будут подключаться постепенно, также запланирована их дальнейшая модернизация. Руководителем разработки концепции стал заведующий кафедрой «организация перевозок и дорожного движения», доктор технических наук, профессор Владимир Зырянов. Он также был одним из авторов проекта транспортной реформы в 2019 году в Ростове. Тогда власти не прислушались к его рекомендациям и изменили порядок движения маршрута № 22. Из-за этого большие автобусы заменили маршрутками, что вызвало шквал возмущения среди горожан.