На Земле безжалостно маленькой жил да был хутор маленький… И теперь можно уверенно заявить, что проблемы крохотного Юдино не волнуют районных и областных чиновников. Ровно три месяца назад 161.RU рассказал, как в XXI веке в 20 километрах от города-миллионника Ростова живут без уличного освещения, дорог, водоснабжения и прочих благ цивилизации. Корреспондент Сабина Бондарь вернулась в Юдино, чтобы узнать, чем обернулись обещания решить проблемы «деревни грязи».
Донская глубинка никому не нужна
Ко второму приезду журналистов народа у местного магазинчика собралось меньше. Правда, и тех юдинцев почти не видно из-за борщевика в человеческий рост. Траву у магазина местные жители еще покосили сами — остальное не под силу теперь, наверное, и газонокосилке. Юдинцы уже не верят, что власти реально помогут решить проблемы — слишком долго обманывали.
На вопрос: «Что изменилось за три месяца?» — юдинцы хором отвечают: «Ничего!» Главную улицу еще отсыпали, остальные небрежно закидали щебнем. И то не все.
За последние восемь лет жители хутора писали всем — от администрации Волошинского сельского поселения до президента Владимира Путина. Стопку отписок аккуратно хранят в папках. Семья Елены Шевелевой, которая переехала сюда из Ростова три года назад, считает, что чиновники просто издеваются над хуторянами.
— Ничего у нас не делается. Из того, что было сделано от Родионо-Несветайской [районной] администрации за это время, нам заменили уличные лампы кое-где. Частично, чтобы не соврать. А как нам отсыпали дорогу местные власти, то, я бы сказала, даже поиздевались. Стало намного хуже, чем было, — считает женщина. — Как большегрузы ездили, так они и ездят и продолжают разбивать дороги. После того как они отсыпали, прошло ровно три дня, и КАМАЗы это раскатали до такой степени, что стало еще невыносимее. А засыпали, как нам сказали, новейшим покрытием. На самом деле фалом — это неликвид асфальта.
Чуть позже к магазину подошла молодая женщина в полных грязи галошах. Попросила прощения, что опоздала, слишком долго выбиралась с улицы Победы, что на краю хутора. Три месяца назад Елена Самохлебова жаловалась, что дети постоянно болеют, потому что с мокрыми ногами сидят в школе.
— Дороги как были, так и есть. Сейчас идет сезон дождей: лужи, бесконечная грязь. Для того чтобы, грубо говоря, выйти к магазину, то нужно на лодках с веслами как-то плыть, — сетует Елена.
Ее прерывает гул старенького Hyundai. Женщина за рулем, не выходя из машины, кричит: «Лена, ты расскажи, как твое дите с температурой под 40 трое суток лежало, когда целый день с утра до обеда в пришкольном лагере в мокрой одежде и с промокшими ногами сидел. А всё потому, что у нас нет дорог, только вода».
Эмоциональная женщина за рулем — мать троих детей Наталья Арзиева, которая живет в Юдино более 20 лет. Когда была беременна третьим ребенком, Наталье пообещали место в детском саду соседнего села Генеральское. Малыш уже в третьем классе, а места в садике до сих пор нет, как и самого детсада.
— Я живу на этой улице Победы рядом с Леной. Чуть дальше там заканчивается грунтовка. И то это люди сами делали. Когда идут дети в школу — это жесть. Они все грязные! Там машина застревает! Реально меня вытягивают, — говорит Наталья. — Я сама из Ростова. Замуж вышла и с 2004 года здесь живу. Здесь природа, здесь хорошо, честно. Люди здесь хорошие. Все друг друга знаем, но вот это всё…
О чём отчитались власти, но так и не увидели юдинцы
Люди у магазинчика продолжают наперебой жаловаться на условия жизни в хуторе: «Маршрутка раз в час приезжает. И то надо позвонить водителю, чтобы заехал в Юдино»; «Ни водопровода, ни освещения, ни дорог»; «Ощущение, что мы богом забытые здесь, в Ростовской области».
Когда юдинцы в последний раз спрашивали администрацию Родионово-Несветайского района о дорогах, там ответили, что «все посыпные работы по дорогам выполнены и до 2024 года никаких работ проводиться не будет».
— На нас полностью забили, положили. Абсолютное бездействие. Несмотря на то что мы рассказали прессе, во всеуслышание уже кричим, что нам нужна помощь, за три месяца мы не увидели никого: ни представителей Родионово-Несветайской администрации, ни представителей Волошинского поселения. К нам ни разу никто не приехал, ни разу не пообщался, — говорит Елена Шевелёва.
Чтобы не слукавить, юдинцы ведут нас вдоль дороги показать что-то — «освещение, которое якобы тут сделали». Среди высокой амброзии у дороги лежат новенькие опоры ЛЭП.
— Где-то три месяца назад, [после публикаций в прессе], нам привезли 11 железобетонных столбов. Раскидали по улице, и по сей день они там находятся.
При этом в Центре управления регионом — правительственном органе, созданном год назад, чтобы оперативно реагировать на жалобы и просьбы дончан, — редакции 161.RU все три месяца сообщали, что «освещение в хуторе работает полностью — глава [поселения Людмила Гужва] отчиталась».
— Администрация Волошинского сельского поселения заключила договор с ООО «Спецэлектромонтаж» на ремонт и замену ламп уличного освещения. Замена ламп и ремонт проводятся по заявке администрации поселения. Составляется такая заявка на основании сбора информации, полученной от жителей поселения и самостоятельно органами власти, — отметил ЦУР в одном из ответов.
По словам хуторян, после выхода первого репортажа у них действительно спрашивали, на каких улицах нет света. Через несколько недель на двух улицах из десяти заменили светодиоды в фонарях, а столбы ЛЭП просто выгрузили у дороги. На улице Лермонтова до сих пор нет даже «кобр» на столбах — как, соответственно, и света.
ЦУР сообщил, что администрация района также заключила договор на содержание дорог с подрядчиком «Октябрьское ДРСУ», который еще до 1 мая начал «восстановление профиля с добавлением нового материала по улице Новоселов». Об этом пресловутом «новом материале» — отходах асфальта — и говорят жители Юдино.
Мы вам ничего не должны
Обходя грязь, приближаемся к детской площадке. Солнышко из пластиковых бутылок, которое юдинцы смастерили для малышей, снесло ветром, солнцезащитный «грибок» совсем заржавел и склонился, погнутый, скорее всего, большим автомобилем.
— Нам в прошлом году выделяли на детскую площадку песочницу крытую. Лично при девочке, которая это заказывала в администрации, — вспоминает юдинка Анна Арзиева. — Но песочница почему-то уехала в другое поселение. Она до нас не доехала. Нам не нужно же ничего. Зачем нам? Единственную помощь, которую оказала администрация, — выделила на Юдино пять банок краски со словами: «Красьте сами».
Журналистам чиновники отчитались, что детская площадка «обустроена совместно с жителями хутора», а за порядком на ней администрация следит вместе с жителями.
— С 15 марта в рамках «Месячника чистоты» на площадке начали наводить порядок, в чём также принимают участие местные жители, — уточнили нам в ЦУРе.
Но о совместной работе с чиновниками юдинцы узнали от журналистов 161.RU. Хуторяне не заметили, как прошел «Месячник чистоты». Разве что один раз за весну внепланово вывезли мусор.
— В администрации нам выдали [таблички] с названиями улиц после того, как мы пожаловались, что даже таксисты и скорая не знают, куда ехать у нас в десяти улицах. Они выдали таблички и сказали: «Прикрепите, где вам нравится». К нам относятся так, будто мы не граждане России.
Скромная женщина по имени Сусанна тихонько стоит в сторонке. На вопрос: «Хотите ли вы что-то рассказать?» — женщина спрашивает: «А можно?» Можно, говорю.
— Каждый день, через день иду два километра на работу пешочком по грязи. Переобуваюсь на Нагорной улице, чтобы дойти до трассы, и два километра пешочком. <...> Дождь, снег, в жару. Мы обращались везде, сказали, что денег в бюджете нет, — тихонько говорит хуторянка. — Так хожу уже 21 год в свою родную больницу на работу.
«Ходить можно, конечно, но по дороге, а у нас ее нет от слова "совсем". Мы словно живем в стране, которой нет»
Сусанна Мумджан работает в Ростове. Женщина говорит, что нефтяники совсем разбили дороги. Раньше хоть что-то делали, а в последние 10 лет совсем ничего.
Рядом с Юдино находится объект «Транснефти» — нефтеперекачивающая станция «Родионовская». Это часть большого и стратегически важного нефтепровода «Суходольная — Родионовская», построенного в начале нулевых для того, чтобы транспортировать нефтепродукты на юг в обход Украины.
Юдинцы писали губернатору Василию Голубеву и просили поставить запрещающие таблички, чтобы большегрузы объезжали хутор. В комментариях под постом в Instagram им сообщила администрация Родионово-Несветайского района, что идет работа над таким запретом.
— Написали, что даже собираются рассмотреть вариант объездной дороги для большегрузов, но потом прислали официальный ответ, что «не будет ни знака, ни объездных дорог». Мол, на это «не выделяется денег из бюджета, помочь ничем не можем», — добавила Елена Шевелева.
Жители Юдино уверены, что нефтяникам дано добро от администрации. Хуторянка Наталья Погосян вспомнила, что однажды при встрече в магазине с одним из нефтяников водитель признался, что у них на это есть разрешение.
— Приехал мужчина с нефтяников. Мы начали эту тему с ним, и он сказал: «Нам администрация Волошинского поселения сказала, что, если кто нас будет останавливать, угрожать, посылайте». У нас типа всё тут нормально.
Приезд прессы — это к покосу
Спокойствие хутора нарушает трактор с косилкой. Тракторист срезает трехметровый сорняк, которым заросло старое футбольное поле, где играют местные мальчишки.
— Если бы вы сегодня не приехали, то никто бы тут траву не косил. Посмотрите, какой высоты амброзия, у людей аллергия, — говорят местные. — Мальчишки восемь лет сами косили как могли там траву, чтобы в футбол играть. Сегодняшний день — это нонсенс.
После часа работы тракторист устал и заснул в тракторе. Кроме футбольного поля, работник скосил полметра травы вдоль главной улицы. На большее сил не хватило.
Хуторяне стараются косить вокруг своих домов траву и приводить в порядок участки. Одним из таких оказался местный житель Петр Сосновцев. Мужчина не разделяет веру хуторян в то, что администрация должна помогать жителям. По словам юдинца, он сам любит порядок и не ждет ни от кого помощи. Увидев нас, хуторянин эмоционально предлагает нам пройти вокруг Юдино и посмотреть, что там творится.
— Я не конфликтный человек. Я любитель порядка везде. А то, что кому-то дорога не нужна. Он мне и на хрен тут, асфальт, не нужен. Без асфальта тут на мотоциклах тарахтят по ночам.
— А большегрузы вам не разбивают дорогу?
— Они сейчас ездят? Бывают, да, нефтяники, это херня там у них, договоренность есть такая. Никто не запрещает никому. Может, если бы запретили раз и навсегда, то они бы и не ездили.
Соседка Петра Сосновцева, молодая женщина по имени Татьяна, тоже косила траву возле дома. Не женская работа не смущала эмоционального соседа, который вел в это время диалог с соседями о чистоте и порядке. Татьяна же просто улыбалась и продолжала убирать сорняки.
— Мужчины в доме нет, вот приходится самой как-то поддерживать порядок в доме.
Дискуссию прервал проезжавший на велосипеде старожил Иван Ващенко. Пожилой мужчина остановился возле нас. Интересуемся у него, как живется в Юдино.
— Да как. Последний раз дороги в Юдино ремонтировали в 1972 году, если мне не изменяет память. Живу здесь уже 60 лет. Как отслужил, так и остался, — вспоминает Иван. — Говорил этот, не Чуб, а вот Голубев: «Будем строить дороги, налаживать село, инфраструктуру». И что? Ничего. Инвестиций нет никаких. При коммунистах в 100 раз лучше жилось.
— Когда всё плохо стало-то?
— При Горбачеве и Ельцине. Ельцин добил всё. А так нормально. При Брежневе очень хорошо жилось. Всё было по копеечке. Всё было доступно. Вы меня извините, конечно, а сейчас цены завышенные во много раз.
«Я уже не знаю, как жить… Это жизнь никудышная...»
Куда мы катимся — вообще непонятно… Клуб вон развалили — заброшенный. Детям нашим ничего не остается, понимаете? Всё заброшено. Никто на нас не смотрит. Никто буквально. Никому мы в этой стране не нужны...
Власть «услышала» юдинцев
Уезжая из небольшого Юдино, мы даже не подозревали, что чиновники проявят такой интерес к жителям хутора. Пока готовился материал, в редакцию позвонила одна из жительниц, Елена Шевелева, и сообщила, что сразу после нашего отъезда к ней домой приехал наряд полиции из четырех человек. Силовики сообщили, что к ним поступил сигнал о том, что в Юдино активистка проводит с жильцами несанкционированный митинг. В хуторе, где нет ни одного административного здания, женщина могла провести митинг разве что в окружении амброзии, заполонившей селение.
— Я спрашиваю, по какому вопросу вы ко мне приехали. А они говорят: «Нам поступил сигнал от администрации Родионово-Несветайского района». Я сказала, чтобы оглянулись вокруг и посмотрели, где тут митинги. Тогда они поинтересовались, зачем приезжала пресса, — рассказала Елена Шевелева. — Сфотографировали наши обращения к властям и заставили написать объяснительную.
И уехали, снова оставив юдинцев один на один с проблемами.