Лучница Елена Осипова выиграла два серебра Олимпиады и вернулась в Таганрог. Корреспондент 161.RU поговорил с самой меткой дончанкой о пути к олимпийским медалям, волнительном финале и отдыхе, на который всё нет времени.
«Стреляю для души»
— Вы родом из Петропавловска-Камчатского, но стрельбой из лука начали заниматься в Таганроге. Как так получилось?
— Это заслуга моих родителей, я переехала с Камчатки в 6 лет. Всю жизнь живу здесь — в Таганроге. Здесь я и начала заниматься стрельбой из лука в 15 лет. До этого пять лет занималась теннисом. В стрельбу пришла по воле случая — тренеры ходили по школе, говорили, что в Таганроге вновь открывается школа стрельбы из лука. Мне стало интересно, и решила, почему бы и нет.
— Начали заниматься ради достижений или для души?
— Я и сейчас стреляю для души, просто немного цели изменились. Если раньше Олимпиада считалась недосягаемой, чем-то из ряда вон, то с каждым годом, каждым выстрелом ощущалось, что вот оно, это реально, всё возможно. Надо поработать — и всё. Как и получилось.
— Кроме стрельбы, какие у вас увлечения?
— Мне нравятся музыкальные инструменты. Я пытаюсь хоть немножко на них научиться играть — гитара, фортепиано, о скрипке думаю чуть-чуть. Но пока получается на очень-очень любительском уровне. В музыкальную школу я ходила ровно год в класс фортепиано, после чего мама решила меня вернуть в спорт.
«От финала смешанные чувства»
— Олимпиада должна была быть в 2020-м, как пандемия сказалась на подготовке?
— Мне повезло: я тренировалась в частном доме, у меня был свой щит — прямо щит. Когда нельзя было выходить из дома, мы стреляли [с дистанции] три метра, каждый день по 500–600 выстрелов. Всё это проходило в свободном графике. Чтобы не вредить организму.
— Когда ваш партнер по сборной Светлана Гамбоева получила солнечный удар, как отреагировали на это? Что потом ей говорили?
— Быстрее лед принести и врача найти — это была единственная мысль. Это обычный тепловой удар, с кем не бывает, но мыслей не было, что, о боже, как она продолжит. Она сильная спортсменка, выдержит всё.
— Вы говорили, в Токио было +31... +32 градуса, высокая влажность. Это самые экстремальные погодные условия, при которых вы соревновались?
— Я сейчас и не вспомню, но в принципе Олимпиада — это самые экстремальные условия, в которых я находилась. По поводу погоды врать не буду, сейчас не помню. Но там были нелегкие условия.
— Вы выиграли медали в командном и индивидуальном первенстве. Где ответственность больше?
— Как бы так выразиться. И там, и там есть она, не поспоришь. Но я бы, наверное, сказала, что за команду больше ответственности, больше волнения, потому что в личке работаешь только ты. В команде есть партнеры, и ты переживаешь и за себя, и за них.
— Первые поединки в личном первенстве у вас были упорные, а затем вы с легкостью проходили соперниц. В какой-то момент поверили, что дойдете до финала?
— Ну, то что я дойду до финала, я решила, еще не попадая на Олимпиаду. Но это достаточно сложный вопрос, потому что соперники разные, они тоже очень хорошо стреляют... Мои соперницы на всех этапах настраивались очень хорошо. Было нелегко со всеми. Я очутилась там, где очутилась. Попало то, что попало.
— Когда было сложнее: на начальном этапе или уже в борьбе за медали?
— Да везде было сложно. Наверное, первый спарринг был волнительным, потому что это моя первая Олимпиада. Поэтому он был более волнительным, но по трудности один выделить не могу — все были сложными.
— В финале с кореянкой всё решилось в перестрелке. Справедливо так определять победителя?
— Наверное, не о справедливости речь идет. Я считаю, это абсолютно справедливо. Это международные правила. Мы спортсмены, и наше дело стрелять. Она справилась с волнением. Многие заметили, кстати, что сейчас показывается пульс на экране. У нее был 120, что-то в этом роде, а у меня 170 — не справилась с волнением. Вот и результат.
Елена Осипова завоевала серебряную медаль в личном турнире на летних Олимпийских играх в Токио. В финале она уступила представительнице Южной Кореи Ан Сан со счётом 5:6. Судьба золотой медали решилась в перестрелке. Все решала одна-единственная стрела — кто ближе попал к центру мишени, тот и победил. Кореянка попала в десятку, Елена Осипова — в восьмерку.
— От исхода финала больше радости или горечи?
— Смешанные чувства: и радуешься серебру, и горечь есть такая, что вот оно золото было, возьми его — но не взяла. Конечно, настраивалась на золото, о серебре не думала.
— Кореянки с 1988 года не отдают золото на Олимпиаде. В чем их секрет?
— В Южной Корее стрельба из лука — национальный вид спорта. И если посмотреть сейчас статистику золотых медалей... крайний раз, когда смотрела, у Кореи было пять золотых медалей, четыре из которых — стрельба из лука.
Если у нас есть [просто] уроки физкультуры, у них стрельба — это обычная школьная программа. У них нет такого, что вот ребенок пришел в секцию и будет заниматься. Нет, у них с рождения стрельба из лука. Естественно, будут высокие результаты. Но вот мы, слава богу, догоняем.
О выступлении не под родным флагом
— Говорили ли, что будет команде за исполнение гимна, появление флага?
— Нас всех предупреждали — войдите в положение, такая ситуация. Пожалуйста, то и то не делайте. Не сильно много запретов было. Если выиграли, не пойте гимн — в таком плане. Нельзя было именно флаг. Но все спортсмены в форме с цветами флага были.
— Что происходило внутри Олимпийской деревни? Удалось ли увидеть город?
— Наша комната была очень удобно размещена — с видом на реку, на Токио. Это было очень красиво. И сама деревня была красивая. К сожалению, за пределы деревни не выпускали ни одного спортсмена. Мы могли лицезреть город только из автобуса. Наше поле было в получасе езды от деревни, то есть город удавалось как-то более-менее рассмотреть. И местные жители... Это для меня было и забавно, и приятно, когда они видели наши автобусы — махали. И если помахать им в ответ, там было столько радости, как будто конфету ребенку дали. Это было приятно.
— Перед Олимпиадой фурор произвели картонные кровати…
— Знаете, они были удобные, я к этой позиции склоняюсь. Да, сначала было удивительно — картонная кровать, как бы она не прогнулась, мы все-таки весим не три килограмма. Но они довольно прочные, их фиг сломаешь, мы пытались это сделать, разумеется. И спать на них было довольно комфортно. Еще удивили знаменитые японское туалеты с кучей кнопочек непонятных. Но это было забавно. А так в принципе... низкие потолки по сравнению с российским жильем. У нас достаточно высокие, а там, ну так, на народ, на рост.
— В Олимпийской деревне была только японская кухня?
— На таких крупных соревнованиях, как олимпиады и универсиады, в столовой подают блюда разных кухонь. Это шведский стол со своими отсеками, где написано японская кухня, азиатская, вегетарианская, то есть всё, что нужно спортсмену, там было. Мы питались тем, что знаем. Лапша, яйца — мало ли.
«Спасибо, что выбрала не меня»
— Много поздравлений было после побед?
— Я не успевала позвонить первой. Первыми позвонили мне мои тренеры и мама.
Самое необычное поздравление? Один мой дальний знакомый поздравил меня и сказал: «Спасибо, что когда-то давно ты выбрала не меня». Это самое необычное и самое запоминающееся.
— Какие планы после Олимпиады? Отдыхать?
— Я два дня отдохнула — этого достаточно. Теперь включаемся в работу — впереди у меня чемпионат и Кубок России. Если отберусь, то будет чемпионат и финал Кубка мира. Отдыхать буду когда-нибудь потом. Пенсия будет для того, чтобы отдохнуть.
— А отпуск когда планируется?
— Я не знаю, что такое отпуск. Но у нас всегда выпадает месяц, когда мы можем быть дома. Тренировка дома — считаем, что отпуск. Побыть дома — это самый лучший отдых.
— Как встретили в Таганроге?
— Очень душевно встретили. С учетом того, что в родном городе я не появлялась с начала мая — всё это время была на сборах и соревнованиях. Приятно, что люди меня помнят до сих пор, как я выгляжу. Было очень приятно, нет слов просто.
— В Таганроге на улице вас не узнают?
— Я же спортсмен, а не звезда — актер или музыкант. Мне главное отработать, и всё. Я на это внимания не обращаю.
— Было ли у вас дома специальное место под олимпийскую медаль?
— Такого не было. Все медали у меня хранятся не так, как положено. Олимпийские медали положу отдельно. Буду в старости смотреть на них и вспоминать: «Были времена, так сказать».