16 ноября 1966 года. В раздевалке киевского «Динамо» стоит гробовое молчание. Только что эта команда, досрочно оформившая чемпионство несколькими турами ранее, проиграла бакинскому «Нефтянику» в «странном» матче. Тренер «Динамо» Виктор Маслов очень переживал за ростовский СКА, в котором он работал в 1962–1963 гг. После поражения новоиспеченных чемпионов «армейцам» для завоевания медалей была необходима победа над московским «Торпедо», в котором блистал легендарный Эдуард Стрельцов.
Тотальный футбол против «договорняка»
«В тот день я был в Киеве перед той игрой с «Нефтяником», встретился с Виктором Масловым. Он позволил мне поговорить со своей командой, ребята обещали сыграть с бакинцами на максимуме», – рассказывает бывший полузащитник «армейцев» Юрий Шикунов, который играл за СКА с 1959 по 1967 гг. Киевляне вели по ходу встречи 1:0, но после первого тайма последовал очевидный «слив». Итоговый счет встречи 2:1 в пользу бакинцев. Эта команда стала реальным претендентом на серебряные медали. Для того, чтобы опередить соперника, СКА в последнем туре нужно было обыгрывать прошлогоднего чемпиона – московское «Торпедо».
Как выяснилось, киевляне тогда играли нечестно. Бывший динамовец Виктор Серебряников в марте 2014 года признался в интервью «Спорт-Экспрессу», что бакинцы подкупили 11 футболистов основы «Динамо» «кулем с деньгами». Тренер динамовцев Маслов, со слов Серебряникова, об этом не знал, а когда узнал, сказал ему: «Св.лочь проклятая!».
Горечь Маслова легко понять: три года назад «Дед» (так футболисты прозвали Маслова) сам досадным образом упустил медали с «армейцами». Тогда команда на финише уступила лишь одно очко минскому «Динамо» и стала четвертой. После этого Маслов уехал на повышение в Киев, где начал регулярно использовать невиданную ранее схему расстановки футболистов 4-4-2. В 1966, играя по этой схеме, свой единственный Мундиаль выиграли англичане. Динамовцы же с Масловым выиграли семь трофеев за шесть лет.
«При «Деде» мы осознали, сколько же в футболе еще есть секреты. И в технике, и особенно в тактике. Виктор Александрович сразу поломал устаревшую схему 3-2-5, перевел команду на более прогрессивную 4-3-3, а в эпизодах – на невиданную 4-4-2. Он требовал от нас действовать впереди и сзади. Потом весь мир во весь голос говорил о голландском «тотальном футболе» – а ведь «Дед» его наработки намного раньше оттачивал на нас», – вспоминает в разговоре с корреспондентом 161.ru Юрий Шикунов.
«Темные лошадки»
В наследство донскому футболу легендарный тренер оставил плеяду ярких игроков. Сам Шикунов, а также Валерий Буров, Алексей Еськов, Валентин Казачек, Олег Копаев, Анатолий Иванов, Геннадий Матвеев, Александр Кривобородов. Не сдавали при Маслове своих позиций и «ветераны» Анатолий Чертков, Валентин Афонин, Виктор Гетманов.
Впрочем, это поколение «армейцев» не сразу добилось успеха. В 1964 году ростовчане под руководством ученика Маслова – Йожефа Бецы, вновь финишировали в шаге от пьедестала, а спустя год и вовсе были седьмыми.
Перед началом сезона 1966 года специалисты не видели СКА в числе призеров. «Перед стартом мы конечно сами не ожидали такого взлета. Тогда несколько игроков уехали в сборную СССР, но несмотря на их отсутствие, у нас был сумасшедший состав, способный решать высокие задачи», – рассказал нападающий Валерий Буров.
Разгром от Киева, победа над Москвой
Сезон армейцы начали ударно и, заработав семь очков в трех играх, шли в группе лидеров. 2 мая в Ростов пожаловал Маслов с «Динамо» и после 69 минут на табло светился счет 6:0 в пользу гостей. СКА отыграл только один мяч, а через десять дней получил еще четыре от «Нефтяника» в Баку. Когда казалось, что команда скоро рассыпется и Беца окончательно потерял контроль над ситуацией, СКА выдал суперсерию из четырех побед подряд, венцом которых стала виктория над ЦСКА на глазах у 40 тысяч москвичей.
«Я комментировал последние полчаса того матча с переполненного стадиона «Динамо» в столице, а недалеко сидел Николай Озеров, – вспоминает ростовский комментатор, профессор ЮФУ (РГУ) Яков Перехов. – На 48-й минуте Копаев после прострела с фланга сложился «рыбкой» и ударил головой с такой силой, что мяч чуть было не порвал сетку. Я начал ликовать, а Озеров повернулся и сказал: «Не хорошо комментатору себя так вести». «Николай Николаевич, вы ведь на хоккее тоже так празднуете», – ответил я ему.
В конце июля из сборной вернулись участники ЧМ-1966 в Англии Виктор Гетманов и Валентин Афонин. Болельщики ожидали, что с возвращением игроков сборной оборона станет крепче, но вместо этого в августе последовали три подряд поражения и звездная пара защитников на время выбила из состава.
«Гетманов и Афонин после Мундиаля потеряли форму и у них тогда мало что получалось. Тренер усадил их в запас. Беца умело провел ротацию и привел команду в чувство в тяжелый момент. Таким же методам действовал в Киеве Маслов, отправивший на скамейку Поркуяна», – говорит историк СКА Нерсес Акопов.
Как Плиев Иванова к Маслову не пустил
Тренерское чутье не подвело Йожефа Бецу. С сентября СКА не проиграл ни разу, выдав рекордную в истории клуба серию из 14 матчей без поражений.
12 сентября «армейцы» двинулись на Киев и благодаря блистательной игре голкипера Анатолия Иванова увезли оттуда ничью – 1:1. Уроженец Шахт в том матче спас команду после ударов Биба, Хмельницкого и Серебряникова, пропустив лишь пенальти от Сабо. Кстати, в 1953 году Маслов хотел забрать Иванчика (так в команде ласково называли голкипера. – Прим. ред.) в «Динамо», но в последний момент переход сорвался.
«В Киеве, куда я летал тайком, меня принимал Владимир Щербицкий, первый секретарь ЦК компартии Украины. В его кабинете мне и вручили ключи от трехкомнатной квартиры. Возвращаюсь в Ростов, пишу рапорт об освобождении из СКА. Вызвали к Иссе Александровичу Плиеву, командующему войсками СКВО. Оказывается, я был все это время «под колпаком». Плиев говорит: «К "Деду" летал? В войска отправишься. Подальше. Родину защищать!». Короче, рву рапорт», – откровенничал вратарь в интервью Footballreview в 2014 году.
«Каждый удар головой – мини-сотрясение»
После матча на Украине на первые роли в команде выдвинулся Олег Копаев, его голы принесли ростовчанам победы над ЦСКА, «Черноморцем», «Крыльями Советов» и «Локомотивом». После чемпионата мира лучший бомбардир советского чемпионата 1963 и 1965 гг. наконец-то вернул былую форму и забивал в каждой игре. В то время он лучше всех играл головой и отказывался бить пенальти, считая их лотереей. Из 119 мячей за СКА лишь один был забит с «точки».
«Я был очень прыгучий. Если разбегусь – не остановить. В юности ноги накачал. Причем не забывайте, сегодня делают легкие мячи, а раньше тогда пойди-ка, прими его на голову. Каждый удар головой – мини-сотрясение. Перенес инсульт – наверняка последствия тех ударов», – признавался «Спорт-Экспрессу» Олег Копаев.
Впрочем, и два крайних нападающих – Буров и капитан команды Геннадий Матвеев, способны были решить исход любой встречи. «Матвеев был технарем от бога, сейчас таких не делают. Справа на бешеной скорости работал Валерий Буров. Его называли «начальником паники». Уж очень любил во время штрафных ударов мешать «стенке» соперника. Олег Копаев говорил молодому Бурову: «Ты просто накинь мне мяч, и я точно забью», – вспоминает Яков Перехов.
Торпедируем «Торпедо»
17 ноября под проливным дождем в Ростове решалась судьба серебряных медалей чемпионата. Беца перед игрой отключил телефоны на базе, в квартире и в общежитии. Зрители забили до отказа 32-тысячный стадион «Ростсельмаш», а на трибунах появились редкие для тех лет баннеры большого размера – «Торпедо» не торпеда – торпедируем «Торпедо», «Федерации назло – завоюем серебро». «Понимали, что нужно выигрывать, ведь такого шанса нам могло больше не быть. Перед игрой был мандраж и мы с первых минут побежали вперед», – вспоминает Буров.
Именно «начальник паники» открыл счет в игре. Матвеев в фирменном стиле пробежал по флангу, навесил в штрафную и Буров, опередив защитника, головой вколотил снаряд в сетку. Во втором тайме Матвеев реализовал пенальти. «Торпедо» усилиями Стаферова отыграло один мяч, однако восстановить равновесие гости не смогли.
Победный парад на Большой Садовой
Всеобщее ликование охватившее город после того матча, современники называют лучшим моментом в своей жизни. Весь стадион и примкнувшие к ним жители вышли на улицу праздновать победу. Демонстрации такого рода в СССР были запрещены, но милиция только шла рядом с болельщиками и не мешала празднику.
«Выиграть медали тогда было мечтой каждого футболиста. Я прилетел в Ростов из Киева только в три часа ночи. Город гудел, это было сумасшествие, других слов трудно найти. В Ростове всегда были лучшие болельщики, вели себя культурно и всегда поддерживали команду», – говорит Юрий Шикунов. В тот день он не играл из-за травмы.
«Футбол давал людям возможность выплеснуть наружу свои эмоции. Толпы шли от стадиона до площади Карла Маркса и оттуда до Большой Садовой. Милиция просто наблюдала и даже не вмешивалась, хотя в руках у ростовчан были горящие факелы, фонарики», – вспоминает Яков Перехов.
«Это грандиозное событие для нашего футбола и для всех жителей. Помню, у нашего дома было множество болельщиков, которые благодарили отца. Люди гуляли по городу, жгли костры и отмечали. Когда мае 2016 года ФК «Ростов» завоевал свое первое серебро, то отец был очень рад и сразу забрал мою медаль в свою коллекцию», – рассказал бывший вице-президент «Ростова» Александр Шикунов, сын Юрия Шикунова.
«После игры в раздевалку команды зашел секретарь ЦК КПСС, бывший первый секретарь Ростовского обкома партии Михаил Соломенцев», – говорит Нерсес Акопов. – Игроки были грязные, мокрые после 90 минут бега под дождем. Соломенцев расцеловал каждого и поблагодарил за победу».
После завоевания серебра футболисты СКА стали героями. За второе место игрокам вручали в облисполкоме золотые часы.
Жизнь после
После феноменального сезона СКА в дальнейшем предрекали борьбу за медали, но реальность оказалась иной. Через год Анатолий Чертков повздорил с Бецей и последний настоял на отчислении ветерана. Вместе с ним команду покинул и Шикунов. Несколько лет «армейцев» здорово трясло, а на следующий большой матч – финал Кубка СССР-1969 в составе команды появился лишь один игрок из серебряного состава – Алексей Еськов.
Сейчас в живых из легендарной команды остались четверо. Юрий Шикунов и Валерий Буров живут в Ростове, Анатолий Иванов переехал в Калининград, а Валентин Афонин тренирует юных футболистов в подмосковном Реутове.
Этот успех не был единственным в истории СКА. В 1981 году команда завоевала Кубок СССР и впервые в своей истории сыграла в европейском Кубке обладателей кубков. Однако затем легендарный клуб покинул высшую, а затем и первую лигу. Все это время клуб принадлежал Минобороны через спортивную организацию СКА-СКВО. Команду «лихорадило» на протяжении 1990–2000 гг.
В сезоне 2012/13 г. СКА из-за финансовых проблем сняли с чемпионата. В 2013 г. помочь команде решили областные власти. Нашли спонсора – компанию «Донаэродорстрой» экс-депутата Госдумы Алексея Кнышова. Было создано новое юрлицо «СКВО – Ростов-на-Дону» (заявиться на чемпионат под старым названием тогда было нельзя). После этого клуб поиграл всего один сезон – 2013/14 г., а к следующему сезону РФС его не допустили. В марте 2015 года ФК «СКВО – Ростов-на-Дону» завершил перерегистрацию и вернул себе историческое название.
Фото: Фото из архива СКА, видео из архива Попова В.Э., дизайн Ольги Нагаевой