По статистике, женщин чаще притягивают мужчины на 3–6 лет старше, при этом идеальной разницей в возрасте считается 1–3 года. Пары, где один партнер значительно старше другого, общество воспринимает с осуждением или, по крайней мере, недоумением. Корреспондент 161.RU пообщался с теми, у кого были разновозрастные отношения, и узнал, насколько эти отношения жизнеспособны.
Маргарита и Сергей, он старше на 28 лет
Когда мы познакомились, мне было 20, ему — 48. Разница для меня просто космическая! Познакомились мы в интернете на городском форуме. Потом встретились — по случайности нам нужно было ехать в одну сторону. Мы списались, и он меня повез на своей старенькой машине. Что у меня тогда в голове было, не знаю. Сейчас бы я ни за что не села в машину к человеку, с которым познакомилась в интернете. Да я бы сейчас и не познакомилась.
Собственно, машина и ноутбук — это единственные ценности, которые у него были, поэтому наш союз совсем нельзя назвать союзом «папика» и содержанки, как бывает, когда такая разница в возрасте. Да и слишком уже мы оба были далеки от этих стереотипов.
Когда я его увидела, то подумала: «А не пошутил ли он про свои 48 лет? Ну 35, ну 38 — потолок!». Красивый интересный мужчина, молодой душой, с которым можно обсудить хоть Кафку, хоть Кустурицу, хоть испанскую революцию 1939 года. Я не помню какой-то неловкости из-за разницы — мы были просто двумя людьми, которым вместе хорошо. Кетрин Зета-Джонс и Майклу Дугласу тоже было вместе неплохо, а у них разница в 25 лет. Сергей играл на фортепиано и гитаре, любил хорошую фантастику типа Азимова, Хайнлайна, Шекли и как-то пренебрежительно относился к материальным благам — деньги, конечно, не презирал, но и центром жизни не делал.
Мы очень быстро начали жить вместе, почти сразу сняли квартиру. Он фрилансил — делал приложения для телефонов, я училась и подрабатывала фотографом. Что интересно, мамы с обеих сторон отнеслись к нашему столь неравному браку (простите, сожительству) спокойно. Сначала было удивление, но никаких истерик на эту тему не было. У Сергея за плечами было два брака, в одном из которых родился сын. Сын был чуть младше меня, он отнесся ко мне довольно дружелюбно. По крайней мере, пока я жила с Сергеем, с его сыном у нас не было вражды.
В какой-то момент Сергей потерял свой заработок, потом, казалось бы, нашел новый, но его кинули, и он запил. Хорошо так запил. Периодически я вытаскивала его из дворовых «наливаек», из раза в раз он грустно кивал головой, мол, надо завязывать. Но этого не случилось. Пил он запойно. В эти периоды он был добродушен, но навязчив — приставал с какими-то дурацкими разговорами, а я мягко пыталась уложить его спать. Ни разу не поднял на меня руку, может, потому, что я твердо знала — не лезь к пьяному: и ему не поможешь, и себе хуже сделаешь. Алкоголизм и стал яблоком раздора. Сергей был и остается хорошим добрым человеком, но жить с алкоголиком я не смогла, и мы разошлись без шума и пыли, прожив вместе пять лет. Сейчас у нас уже другие семьи, насколько я знаю, пить он так и не бросил. Мы иногда созваниваемся, поздравляем друг друга с праздниками и помогаем, как помогают родственникам.
Эти отношения дали мне понять, что все мы очень разные, и если двое счастливы вместе, то годы их рождения не должны играть решающую роль.
Анна и Александр, он старше на 18 лет
Когда мы познакомились, мне было 29, ему — 47. Я пришла к нему работать, он был моим руководителем. Не могу точно сказать, кто был явным инициатором отношений, да сейчас уже точно и не помню, но, мне кажется, это было по обоюдному желанию. Отношения начали не сразу, возможно, как раз потому, что у нас большая разница в возрасте. Но всё же мы начали встречаться, а потом через два года поженились. Мы оба не хотели свадьбы с размахом, отметили скромным застольем с близкими.
Поначалу в отношениях была неловкость. До того, как мы сблизились, я называла его на «вы». Потом, конечно, перешла на «ты», и сейчас уже даже смешно представить, что я когда-то звала его по имени-отчеству.
Поначалу была разница и в интересах, и во вкусах, и во взглядах. Не такая уж огромная, но была. Но мы оба занимаемся интеллектуальным трудом и оба — творческие люди, так что у нас быстро нашлось много общего — больше, чем различий. Про нашу разницу в возрасте ни друзья, ни родственники ничего напрямую мне не говорили, но было видно, что люди обращают на это внимание. Моя мама тоже об этом думала, но, надо сказать спасибо, ни разу ничего мне не высказала, потому что хорошо ко мне относится и надеется, что я знаю, что я делаю. Потом уже, когда прошло время, все привыкли к тому, что мы вместе, мои друзья познакомились с ним, его друзья — со мной, и все эти немые вопросы сошли на нет.
У Саши есть сын от первого брака. Когда мы познакомились, ему было 22. Но мы как-то сразу начали нормально общаться. Великой дружбы между нами нет, но мы хорошо друг к другу относимся и никогда не конфликтовали.
Скажу так: если бы мы с мужем были ровесниками и познакомились, когда обоим было по 25–30 лет, наши отношения бы не сложились. Саша неуемный и бескомпромиссный человек, вижу, что с возрастом он становится спокойнее. Вообще если бы человек рядом со мной был моего возраста, то я бы к нему относилась менее бережно, была бы более эгоистичной. В этих же отношениях я изначально относилась к нему с уважением, а потом научилась быть более терпеливой, компромиссной, ценить главное, а не зацикливаться на пустяках.
Мы вместе уже 10 лет. Поскольку женщина стареет быстрее мужчины, то сейчас, как мне кажется, визуально наша разница в возрасте стала менее заметной. А вообще не в возрасте дело, а в личности и жизненной позиции. Если человек активный и целеустремленный, он будет долго оставаться молодым и интересным для своего партнера и окружающих.
Влада и Руслан, она старше на 9 лет
Мы познакомились на работе. К нам в компанию пришел молодой человек, только после университета. Честно говоря, я сразу обратила на него внимание: симпатичный, умный, пробивной, с чувством юмора. Мы и общаться стали сразу, но предположить что-то большее мне не хватало смелости: всё же 31 год, за плечами неудачный брак, ребенок, а он — юноша 22 лет, совсем еще мальчишка.
Но через несколько месяцев он сам пригласил меня на свидание, и я не отказалась. Отношения быстро развивались: мы начали встречаться и через месяц уже прикидывали, как будем жить вместе. Дочь от первого брака его совершенно не смущала. Мы часто гуляли втроем, он покупал ей игрушки и с удовольствием проводил с ней время. Ей он, вроде бы, тоже приглянулся, она часто спрашивала, скоро ли придет дядя Руслан.
И всё же поначалу эти отношения меня смущали. Я всё время думала, как это выглядит со стороны: взрослая тетка нашла себе почти студента. Он меня успокаивал, говорил, что разница в возрасте неважна. То же говорили и мои друзья, приводили в пример голливудские пары. Его друзья, впрочем, тоже отнеслись ко мне нормально. Сначала посмеялись над ним, но потом в одной компании общались вполне дружелюбно.
А вот с родителями пришлось сложнее. Самое интересное, что его мама восприняла меня спокойно, возможно, потому, что в молодости у нее самой были отношения с мужчиной младше нее. Удивилась выбору сына, но в целом отнеслась к нему уважительно. Мои родители были в шоке. Сначала пытались меня отговаривать от этих отношений, напирали на то, что он еще слишком молодой и ничего не сможет мне дать — ни в духовном, ни в материальном плане. Потом смирились, но всё равно относились к нему с неодобрением.
Зарабатывал он действительно немного. Потом перешел на другую работу с хорошей зарплатой, но это было уже в конце наших отношений. Но с ним было точно нескучно! Он очень начитанный, эрудированный, знал ответ, кажется, на любой вопрос. За время отношений я пересмотрела кучу фильмов, перечитала кучу книг и переслушала кучу крутых исполнителей, о которых, наверное, и не узнала бы без него. У него был совсем не типичный для молодого человека вкус, мне он казался гораздо умнее и тоньше, чем его ровесники.
В чем действительно была проблема — это в быту. Думаю, это и стало, по большому счету, причиной разрыва. Он не знал ни как починить кран, ни вкрутить лампочку, ни элементарно даже как оплачивать «коммуналку»! Всё это за него делала мама. Для меня же это стало неприятным сюрпризом — особенно на контрасте с тем, что бывший муж полностью брал решение этих вопросов на себя.
Мы прожили вместе недолго — чуть меньше года. Под конец отношений стали часто ругаться и понимали, что нужно расходиться. Однажды он просто написал мне, что мы больше не пара. Я переживала разрыв тяжело — всё же чувства были очень яркими и сильными. Но я не жалею — эти отношения дали мне много хороших моментов. И как женщине мне приятно осознавать, что я понравилась мужчине гораздо младше, который мог выбрать свою ровесницу.
Мария Жукова, практикующий психолог
Сейчас пары с разницей в возрасте — и в одну, и в другую сторону — не редкость. В отношениях гораздо важнее то, насколько зрелыми личностями являются оба партнера, а не то, сколько им лет и какая у них разница в возрасте. У меня есть знакомая пара, в которой женщина старше мужчины на 10 лет. Они уже пять лет в браке, растят ребенка, и у них всё хорошо. Если оба партнера воспринимают друг друга адекватно, понимают, что они оба будут стареть, кто-то будет раньше, что интересы и приоритеты будут меняться и от этого никуда не уйти, то у таких пар могут сложиться долгие и счастливые отношения. Главное — уважать друг друга и считаться с ценностями своего партнера.