В Ростове-на-Дону 32 семьи купили жилье в доме № 60 на улице Кочубея. Теперь они рискуют остаться без квартир, денег и земли. Здание оказалось самостроем, и по решению суда его должны снести. Таких домов, по словам самих дольщиков, в Ростове больше сотни (по информации властей, их 99). Власти обязали жильцов ряда незаконных зданий заплатить за снос их же домов.
Рассказываем, как южная столица превратилась в город самостроев и можно ли исправить эту ситуацию.
Обманутые дольщики
Дольщики узнали случайно о сносе дома по адресу Кочубея, 60, в строительство которого они вложили деньги, — об этом людям сообщили соседи. Несколько человек сразу приехали на место и увидели, что неизвестные разбирают строение. Предоставить документы они отказались. Дольщики вызвали полицию, но к приезду участкового рабочие успели уехать.
― Это незаконно — у рабочих нет разрешения на снос. Чтоб сносить здание, нужно провести дорогую экспертизу, — рассказала 161.RU член рабочей группы при правительстве РО по вопросу самостроев и обманутых дольщиков Анна Гурашвили.
Она добавила, что во время сноса здание не огородили, хотя должны были. Железные болты и камни «сыплются на головы прохожих и капоты автомобилей». При этом на месте не было приставов, что обязательно при сносе по судебному решению.
По словам дольщиков, проблемы с этим зданием начались в 2012 году, когда два человека, живущие по соседству с домом, стали подавать иски к его застройщику — Георгию Багяну. Суть их претензий заключалась в том, что трехэтажный многоквартирный дом с мансардой и цоколем строился там незаконно — вместо него по документам должен был появиться также трехэтажный, но частный коттедж. Багян суд проиграл: дом постановили снести, а против мужчины завели уголовное дело.
― Багяна посадили по статье «Мошенничество». Он продал несколько квартир здесь уже после решения суда о сносе дома. Сейчас застройщик находится в СИЗО, но уже по другим эпизодам мошенничества, — рассказала 161.RU дольщица Ирина Огнева.
Тем временем люди недоумевают: суд вынес решение снести здание в 2014 году, но почему-то разбирать его кинулись только сейчас.
Проблема одна на всех
Дом на Кочубея — не единственный, вокруг которого сложилась такая ситуация. По данным администрации Ростова, в городе сейчас 99 самостроев. А координатор рабочей группы по проблемам самостроев в Ростове Екатерина Кривошей сообщает о 171 здании под снос.
София Малик купила квартиру в доме № 2 на улице Виноградной в 2017 году. И в том же году она и ее соседи получили иск от администрации Ворошиловского района по поводу незаконной постройки. Власти потребовали снести дом — причем за счет жильцов.
― Первый суд мы выиграли, но власти обжаловали его решение. Итог: здание под снос за наш счет. Примечательно, что разрешение на строительство подписал Бережной (Виктор Бережной, глава Ворошиловского района Ростова. — Прим. ред.) и он же подал в суд. Четыре года он не контролировал строительство, хотя все видели, что возводится многоквартирный дом. В доме живут 30 человек, и нас всех сейчас выгонят на улицу, — рассказала 161.RU Малик.
В похожую ситуацию попала и Любовь Филимонова. Восемь лет назад она купила квартиру в доме на Травяной 30/36б как вторичное жилье, до нее там три года жили люди. А в 2015 году выяснилось, что у и этого застройщика не было разрешения на возведение многоквартирного здания.
― В 2017 году суд обязал за свой счет снести дом. Соседний дом уже начали разбирать, его также признали незаконным. Подрядчик сказал, что на очереди мы и дом № 28. Мы обжились, много денег потратили, другого жилья у нас нет, — описала ситуацию Филимонова.
В пресс-службе Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области ситуацию со сносами самостроев пообещали прокомментировать позже.
Кто виноват
Во всех перечисленных ситуациях проблемы возникали из-за нецелевого использования земли. Застройщики получали разрешения на строительство частных домов, а возводили многоквартирные здания.
― Это является достаточным основанием для сноса. Люди — пострадавшая сторона. Они не разбираются в юридических тонкостях. Им показывают, что право собственности есть, что объект — жилой, в Росреестре зарегистрирован, — комментирует проблему адвокат Денис Булгаков. — Потом, когда дом уже построен и даже заселен, прокуратура или администрация района обращаются в суд о сносе. Это значит, что в свое время власти не проконтролировали ситуацию.
По словам юриста, город должен периодически проверять, что строится на его территории. Если самострои возникают, это недоработка местных чиновников.
― Первые, кто отвечает за строительство в городе, — это власти. Когда человек видит у застройщика документ о праве собственности, это значит, что Росреестр его проверил и пришел к выводу, что всё соответствует закону, — добавил Булгаков.
По словам Екатерины Кривошей, сложившуюся ситуацию осложняют махинации застройщиков: во время доследственных мероприятий или следствия они переписывали землю на третьих лиц, сообщила женщина.
Что делать
Денис Булгаков уверен, что разбираться со сложившейся ситуацией нужно не только в суде.
― Администрация города допустила такую проблему и должна помочь людям из нее выйти. Нужно придумать специальные механизмы, как, например, в ситуации со стихийным бедствием. Через публичные слушания город может перевести категорию земли из индивидуального жилого строительства в категорию многоквартирной застройки. Процедура непростая, но реальная. А снос — это исключительная мера, — считает адвокат.
Дольщики согласны с этим, но утверждают, что город им навстречу не идет. Чиновники, ссылаясь на региональный закон, отказываются менять категорию земли, так как здания находятся под арестом. В администрации Ростова эту информацию пообещали прокомментировать чуть позже.
Одновременно рабочая группа, в которую входят обманутые дольщики Ростова, разработала проект областного закона о самостроях.
― Мы хотим, чтоб нас расселили, искали инвесторов для этого или предоставили субсидии. Проект 10 июля мы отправили в Законодательное собрание. Нам ответили, что его рассмотрят после 13 сентября. Мы согласны, что закон требует доработки, но хотим, чтоб нам хотя бы предложили решение, — рассказала Екатерина Кривошей.
Тем временем дольщики дома на Кочубея подали апелляцию на решение суда о сносе. Они хотят, чтобы суд позволил застройщику, который находится сейчас в СИЗО, реконструировать здание, продать его и рассчитаться с вкладчиками. Мы продолжаем следить за ситуацией.