Ростов-на-Дону возглавил рейтинг российских городов по количеству высотных зданий. Результаты исследования опубликовали аналитики компании «Талан»: выяснилось, что в донской столице доля зданий высотой от 17 этажей составляет 60%.
161.RU спросил у ростовских экспертов, как высотки влияют на городскую среду.
Сергей Номерков, дизайнер:
— Я не против высоток. У меня к ним одна претензия — плохая архитектура. Скоро все будем жить в колодцах: всё вокруг темное, света белого не видно. Например, две жилых высотки построили в начале Пушкинской — произвели благоприятное впечатление.
Ростов — город компактный, поэтому стараются вытянуть из площади застройки максимум. Что касается периферийных районов, мне кажется, Ростов не сильно отличается от других городов. А исторический центр мне жалко. Высотки там разношерстные, никакой концепции нет. Там буквально создают хаотизацию.
Нахичевань пока держится, застройщики только-только до нее добрались. Но скоро волна и туда дойдет: уже появилось уродливое, отвратительное здание на углу улиц Майской и 14-й Линии.
Зачем нам плодить эти высотки? Между ними постоянно стоят машины, дворы еще делают с какими-то сиротскими детскими площадками. Все про это говорят, но ничего не меняется. Нужно, видимо, в голову чиновников залезть и, может, какие-то курсы повышения квалификации для них проводить, вложить знания. Они занимают должность, не являясь специалистами. Очень непрофессиональные.
У нас умудрились даже объекты культуры испортить, что уж говорить о жилых высотках. Возьмем в качестве примера Театр Горького — на него без слез не взглянешь. Черные стекла поставили, побелили так, что выглядит, словно напомаженный труп. Жалко мне его.
Надо брать за основу европейский опыт жилой квартальной застройки: строить дома разной этажности, делать закрытые дворы. Стоит ориентироваться, например на скандинавские страны. Лучшая архитектура, на мой взгляд, в Голландии — ее вакцина постмодернизма не затронула.
Александр Жилин, основатель консалтинговой компании «Жилин. Эксперт»:
— Как правило, мы видим однотипные кирпичные стены и швы-перекрытия. Основной процент построек — многоэтажные жилые дома сегментов «эконом» и «комфорт». Спрос страдает и, соответственно, это сказывается на доходах застройщиков.
Строительным компаниям, которые вводят на рынок новые проекты, приходится конкурировать с уже построенными объектами. Чтобы поддерживать спрос, им приходится повышать уровень архитектуры, отделки мест общего пользования, а также инфраструктуры. Получается, что существующие высотки теряют свою ликвидность, проигрывая конкуренцию новостройкам. Люди будут пытаться продавать свое жилье в старых домах и приобретать новое, которое соответствует условиям рынка.
Застройщики Ростова почему-то считают, что продать можно только дешевое жилье. А это значит, что квартиры будут в доме с большим количеством этажей и маленькой площадью, и плотность застройки будет высокая. Рынок доказывает, что это не так: некоторые компании до сих пор делают ставку на однокомнатные квартиры, хотя спрос уже переключился на двухкомнатные. Люди хотят покупать качественное жилье, но им предлагают всё меньше выбора.
Артур Токарев, доцент Академии архитектуры и искусств ЮФУ:
— В многоэтажном строительстве, в принципе, нет ничего плохого. Тенденция на высотки идет еще с XIX века. Вопрос в уместности и процентном соотношении с другой застройкой. Комплексное многоэтажное строительство на новых территориях предполагает большие разрывы между зданиями. Это порождает нечеловеческий масштаб — возникают гетто с минимальным благоустройством, точечными площадками и многочисленными парковками.
В исторической части города точечная многоэтажная застройка возможна там, где здания выше 17 этажей гармонично впишутся в архитектурный ансамбль. Если строят несбалансированно, это приводит, в том числе, к транспортным коллапсам. В центре желательно строить здания высотой в 5–6 этажей максимум, потому что сетка улиц в Ростове очень мелкая.
Пример несбалансированной застройки — высотки на старой набережной, они закрывают горизонт. По идее, ситуация регулируется: есть правила застройки, по ним определяют высотность будущих зданий. Но правила преодолеваются общественными слушаниями, на которые никто не ходит. В результате на береговой линии строят 22-этажный дом вместо разрешенного 9-этажного. Это, конечно, преступление. То же могло произойти на площади Ленина, где хотели вместо фонтана соорудить очередную жилую многоэтажку. Ведомства продолжают давать разрешения на строительство в угоду бизнесу.
Левенцовка — ужасный район. Суворовский — тоже ужасный район. Застройка завода «Красный Аксай» плохая. Дело даже не в том, что это именно высотное строительство. Страдает архитектура — она бедная, убогая и банальная.
По нормам, чем меньше этажей, тем меньше плотность застройки, и наоборот. А дома в современных жилых комплексах строят очень близко друг к другу. Можно было бы как раз переориентироваться на плотную малоэтажную застройку — по эффективности она не будет уступать.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Если вы хотите первым читать самые интересные материалы, подписывайтесь канал 161.RU в Telegram: t.me/news161ru.
Увидели что-то интересное в городе? Присылайте информацию на почту редакции 61@rugion.ru, в нашу группу «ВКонтакте», а также в WhatsApp по номеру +7–918–50–50–161.