В мае прошлого года жители Ростовской области, как и ряда других регионов, начали получать платежные документы за капитальный ремонт жилья. Однако до сих пор некоторые собственники отказываются оплачивать счета-извещения, считая их новым способом подати. Что ждет таких саботажников и как скоро ждать капремонта в доме добросовестным плательщикам, рассказал директор НКО «Фонд капитального ремонта» Владислав Крюков.
– Владислав Анатольевич, какая сумма на капремонт уже собрана с момента появления в регионе счет-извещений?
– Ориентировочная сумма – порядка 1,2 млрд рублей. Она будет израсходована на капремонт многоквартирных домов в 2015 году.
– Сколько домов будет отремонтировано на эту сумму?
– По последней редакции за счет средств фонда капремонта запланировано отремонтировать в Ростовской области 293 многоквартирных дома. В Ростове – 132 дома.
– Какой процент жителей области выбрал именно регионального оператора и почему?
– Большинство жителей знают, что если не будут голосовать, тогда автоматически попадут к региональному оператору. Поэтому у нас соотношение получилось 15:85. То есть специальный счет выбрали 15% жителей. Регионального оператора выбирают, прежде всего, те жильцы, которые понимают, что не смогут объединиться и принять решение в своем многоквартирном доме по тем вопросам, которые необходимы для проведения работ капремонта. На самом деле, это не такой уж и простой процесс, потому что зачастую интересы людей не совпадают.
Специальный счет сознательно выбирают те дома, в которых жильцы проникнуты чувством собственности, и которые умеют договариваться.
– Каким домам выгоднее выбирать регионального оператора?
– Собственники больших новых многоквартирных домов выбирают специальный счет, потому что им капремонт понадобится еще нескоро, а вот дома похуже – регионального оператора, потому что самостоятельно за короткий срок они не смогут собрать необходимую сумму для выполнения работ капитального ремонта. И, конечно, совсем анекдотические случаи, когда пятиквартирные дома выбирают специальный счет. Такие дома никогда не накопят на капремонт.
– Аккуратно ли жильцы платят за капремонт? Есть ли должники?
– Есть должники, но не только потому, что люди сознательно не платят. Существует ряд причин. К примеру, должники нежилых помещений появляются, потому что очень часто не совпадает фактическое местонахождение собственника и адрес имущества. Арендатору платежка не нужна, зачастую он не передает ее собственнику, поэтому долги и образуются. Фактически квитанции не доходят до собственников, и где они находятся, – все это надо выяснять.
С теми собственниками, которые не понимают серьезности ситуации, мы ведем разъяснительную работу. Мы уже выиграли суд. Нас обвиняли в незаконной доставке квитанций. Сейчас люди понимают, что все законно.
– Какие предусмотрены штрафы к должникам?
– Штрафы предусмотрены Жилищным кодексом РФ – 1/300 от ставки рефинансирования. Будем их применять.
Особенность уплаты на капитальный ремонт в том, что долг все равно останется за квартирой. Если переходит право собственника от одного к другому, то к нему переходят и накопленные взносы либо долги. Поэтому люди удивляются: почему купили квартиру с долгами. Мой совет собственникам: проверяйте, оплачены взносы на капремонт или нет.
– Успешно ли проходит капремонт? Нет ли проблем с качеством?
– Полноценно наша программа начнет работать с 2015 года. Надо сказать, что капремонт никогда не будет панацеей от всех проблем дома. Самое главное – текущее содержание дома. Если мы не содержим дом нормально, а завтра сделаем капремонт, то послезавтра он снова будет в плачевном состоянии. Если мы закатаем кровлю, а по ней будут ходить пешком, втыкая антенны, то с ней ничего хорошего не будет.
Или другой пример: в прошлом году за счет средств фонда капремонта мы сделали капремонт кровель, а управляющая компания, затопив дом при продувке систем отопления, пыталась свалить вину на подрядную организацию, что течет новая кровля.
– Как часто люди жалуются на некачественный ремонт? Кто выбирает подрядчиков?
– Процедура несложная. Основное достижение, по моему мнению, то, что большее преимущество получают долгоработающие компании, то есть появляется уверенность, что компания и через два года придет в дом по гарантийным обязательствам, если такие возникнут. У нас и срок гарантии расширен в связи с условиями конкурса. Есть фирмы, которые дают и пятилетний срок гарантии. А уже эти два условия – долгоработающие фирмы и пятилетний срок гарантии – 50% успеха.
Насчет качества ремонта – мы готовы, что нас жители будут критиковать. И в этом смысле жители – наши первые помощники. Потому что людям в этом доме жить, людям и контролировать ход работ по капремонту. Конечно, мы будем к ним прислушиваться.
– А чаще где жалуются: в области или в Ростове?
– Конечно же, в Ростове чаще жалуются. Это из той оперы: чем больше даем, тем с большим вниманием относятся. Но это и хорошо, что люди требовательны. Это большой плюс всей этой системы. А в области люди менее притязательны, рады любому ремонту.
– Почему за капремонт должны платить и жители недавно построенных домов? Через сколько лет им понадобится ремонт?
– Вопрос на самом деле дискуссионный. Рассматривался вопрос и о предоставлении «каникул» таким домам. Речь шла об освобождении их от взносов на первые пять лет. Но с другой стороны, приходят к нам люди, которые проживают в доме 2005 года сдачи его в эксплуатацию, и рассказывают, какой плохой у них был подрядчик, мол, кровля у них вся дырявая, требует капремонта сейчас. Поэтому сказать, когда и какой дом потребует капремонта, точно нельзя. К сожалению, с учетом качества нашего строительства, говорить о том, когда дому потребуется ремонт, сложно.
– Планируется ли вносить графу за капремонт в общую платежку?
– Вносить графу за капремонт в общий платежный документ законом не запрещено. К примеру, в Шахтах включили. В остальных случаях мы вынуждены выставлять счет отдельно только по одной причине, что у нас в Ростовской области нет единого расчетного центра.
– Не возникает ли сложней с капремонтом из-за сложной экономической ситуации в стране?
– Ситуация непростая, но не критичная. Никаких вопросов с проведением капремонта у нас не возникает. Все дома будут нами отремонтированы. Если есть вопрос по стоимости той или иной услуги, того или иного материала, то мы знаем, что необходимо сделать. Например, чем заменить импортный строительный материал или оборудование. Я думаю, что это серьезный плюс для всех нас, что мы, наконец,серьезно поддержим отечественного производителя. Тем более, что многие импортные компании уже давно открыли у нас производство своей продукции. Поэтому нынешняя экономическая ситуация нас не пугает.
Фото: Фото редакции