В каждом регионе есть министр ЖКХ. А в Ростовской области их даже два. Обыкновенный – Сергей Сидаш, и «молодежный» – Антон Габович. Министр-дублер рассказывает читателям 161metr.ru о своей работе, проблемах жилищно-коммунальной сферы и о том, как активная молодежь может изнутри изменить систему ЖКХ донского края.
– Антон, чем занимается министр ЖКХ молодежного правительства Дона?
– Молодежное правительство – это консультативный, совещательный орган при правительстве Ростовской области. В каждом министерстве есть руководители, а в молодежном правительстве у них имеются некоего рода дублеры. С нами они периодически совещаются, иногда мы даем им нужные заключения. Например, министр ЖКХ области Сергей Сидаш работает в рамках своей компетенции, и я регулярно принимаю участие в мероприятиях, проводимых министром.
– Как вы стали министром ЖКХ и почему выбрали именно эту сферу?
– Каждый год комитет по молодежной политике проводит конкурс, который называется «День молодежного самоуправления». И в его рамках молодые люди области представляют свои проекты по тематике определенного министерства. Я, например, выбрал жилищно-коммунальное хозяйство.
Антон Габович учится на пятом курсе юридического факультета РГЭУ (РИНХ). Увлекается молодежной политикой, успел побывать на различных курсах и тренингах, в том числе и на Селигере. С июня 2012 года занимает пост министра ЖКХ молодежного правительства Ростовской области. С сентября – координирует работу ростовского отделения проекта «Все дома».
Потом все эти проекты комитет отправляет в профильные министерства, где выбирают наиболее понравившиеся идеи, которые могли бы быть реализованы. После этого победителей приглашают занять пост министра в молодежном правительстве и начинается сотрудничество. Почему я выбрал ЖКХ? Я – студент юридического факультета, владею правовой информацией по этой теме. Кроме того, я координирую работу федерального молодежного проекта «Все дома». Он появился в 2010 году, и на сегодняшний момент имеет представительства почти во всех субъектах РФ.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте «Все дома».
– Одно из направлений проекта – общественный контроль. Второе – подготовка будущих кадров. Активисты в дальнейшем получат возможность стажировки в фонде реформирования ЖКХ, в общественной палате РФ. Знания в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые они потом приобретут, помогут им в дальнейшей работе в этой сфере. Есть конкретные примеры, когда участники проекта уходили в департаменты ЖКХ, возглавляли управляющие компании, вливались в ТСЖ в своем регионе. И начинали изнутри менять систему. Ведь сейчас на сферу ЖКХ брошена тень, эта аббревиатура у многих ассоциируется с «расшифровкой» «Живи как хочешь». Жителям области кажется, что в этой отрасли один негатив, все воруют. Для того, чтобы бороться с таким мнением, мы сейчас работаем над подготовкой будущих кадров для сферы ЖКХ в нашей области, над созданием собственного сайта регионального представительства проекта. Сейчас уже существует группа в социальной сети «Вконтакте», которая так и называется «Все дома Ростовская область».
– Чем конкретно заняты активисты проекта?
Кредо: ориентация на результат.
Любимый вид спорта: плавание.
Музыка:классическая.
Книга: Достоевский, Куприн.
Совет читателям: активнее участвуйте в жизни Ростова!
– Активные ребята есть уже во многих городах области, например, в Батайске, Азове, Волгодонске. Участник проекта начинает с того, что составляет паспорт дома, в котором он живет. Выясняет, что в здании работает, что не работает, какие счетчики стоят, какие имеются проблемы. Если активисты выявляют нарушения, то при помощи нашей юридической службы составляют обращения в компетентные органы, проводят беседы с жителями многоквартирных домов
– А чем вы сейчас намерены помогать ростовчанам?
– Пока эта помощь в основном консультативная. В соцсети у нас небольшая интернет-приемная, куда люди обращаются с вопросами о ЖКХ. Жители региона жалуются нам на завышенные, по их мнению, платежи, на работу УК. Мы помогаем составлять жалобы, советуем, куда обратиться, например, в министерство ЖКХ или в Госжилинспекцию. А чаще всего эти вопросы можно решить со своей УК или ТСЖ. Например, недавно мне написал молодой человек, который жаловался, что в уже две недели в его доме не работает лифт. Когда я поинтересовался, как реагирует на ситуацию председатель их ТСЖ, мужчина заметил, что у него нет времени к нему обращаться. Заглянуть в платежку у ростовчанина тоже не нашлось минутки, поэтому он не в курсе, платит ли за лифт. До сих пор люди не поймут, что ТСЖ – это та организация, где вы сами принимаете решения. И от вас самих зависит, какого качества жилищные услуги вы будете получать.
– Народ у нас в вопросах ЖКХ не очень грамотный?
– Не то, что неграмотный, просто все время надеется на государство. На самом деле очень просто найти нужную информацию в Интернете. Например, в свободном доступе на сайте министерства ЖКХ региона находится брошюра «Новые правила предоставления коммунальных услуг», ее можно скачать. Здесь содержатся нормативно-правовые документы, форма квитанции, объясняется откуда берутся цифры в вашей платежке. Кроме того, не надо стесняться требовать разъяснения у вашей УК или ТСЖ. В этом смысле молодые жители области более продвинуты. У молодежи есть такая черта: куда-то стремиться, с чем-то бороться. Не просто вести разговоры, а идти добиваться правды в различные инстанции. И это хорошо, ведь нам надо что-то менять, надо снизить уровень правового нигилизма в сфере ЖКХ.
Очень важно, что с молодежью работает ростовская областная ассоциация товариществ собственников жилья: для нас проводят тренинги, мастер-классы. Опытные председатели ТСЖ готовы делиться опытом. Я надеюсь, что наше поколение сможет кардинально изменить ситуацию в сфере ЖКХ.
Фото: Фото автора, видео Юрия ЛЯШКО