Недвижимость Что разрушает главный храм Ростова?

Что разрушает главный храм Ростова?

На стенах кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону обнаружились новые трещины. Это уже не первая деформация храма, которому уже больше 150 лет. Некоторые специалисты обвиняют в появлении трещин трамваи, которые проходят много раз в день в нескольких метрах от собора. Снова всплыл вопрос о переносе трамвайных рельсов подальше от памятников архитектуры – вместе с собором страдает и колокольня.

По мнению председателя ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александра Кожина, трещины на соборе с трамваем никак не связаны. А речь о переносе трамвайных рельсов идет уже давно.

У председателя приходского совета Ростовского-на-Дону кафедрального собора Дмитрия Соболевского – иное мнение.

«Разумеется, вибрация от трамваев оказывает разрушающее действие на храм, появляются все новые и новые трещины. Мы пригласили независимых экспертов из Москвы, в ближайшее время они дадут заключение о том, что именно разрушает храм. Очень хотелось бы, чтобы рельсы пустили по их историческому пути. До революции трамваи ходили по улице Московской. Городские власти того времени, видимо, решили целенаправленно отрезать неугодную церковь от Ростова и сделали это с помощью трамвайных рельсов. Они проходят буквально под храмом, вибрация от транспорта ощущается постоянно, очень мешает во время служб. И, наконец, трамвайные рельсы просто угрожают безопасности наших прихожан. Во время больших церковных праздников в соборе собирается 5-7 тысяч человек, родители вместо того, чтобы обратиться к Богу, все время вынуждены думать, не выбегут ли дети на рельсы, не попадут ли под трамвай».

Отец Дмитрий предлагает изменить маршрут трамваев только на части улицы Станиславского, в непосредственной близости от кафедрального собора. Он считает, что часть пути можно пустить по улице Московской, затем по Семашко, а после трамвай может продолжать путь по Станиславского. Для того, чтобы проложить рельсы по новому маршруту, нужно снести так называемый дом Бояркиных. Давно есть решение суда о сносе здания, но пока на это средств у города нет.

В департаменте транспорта города Ростова-на-Дону нам сообщили, что вопрос о переносе трамвайной линии (там курсируют трамваи по маршрутам №1 и 4) сейчас решается. Будут произведены измерительные работы, чтобы определить, в самом ли деле рельсы находятся в опасной близости от собора. Возможно, это произойдет в ближайшее время, для проведения работ на несколько часов нужно будет перекрыть трамвайные пути.

Разрушительно на храм могут воздействовать и прорывы городских коммуникаций, которые проходят в непосредственной близости к кафедральному собору, считает протоирей Дмитрий Соболевский. На фундаменте архитектурного памятника есть следы плесени. Вообще же, по его словам, храм находится в плачевном состоянии.

«У нас практически отсутствуют все коммуникации, зимой в сильные морозы температура в соборе порой достигает четырех градусов выше нуля. На прихожан постоянно сыплется штукатурка. Во время сильного ветра с куполов слетает позолота, ведь их в последний раз обновляли в 1988 году. Часовня тоже вся покрыта трещинами. Храму нужен ремонт, в таком виде, как сейчас, церковь не может нормально продолжать свое развитие. А ведь приход кафедрального собора действительно сейчас активно развивается: работает воскресная школа, выходит ежемесячный журнал «Соборный вестник», идет большая духовно-просветительская работа. Мы нужны Ростову».

По словам отца Дмитрия, места священнослужителям катастрофически не хватает. Нет своего угла у ростовской епархии, они ютятся здесь же, в помещениях кафедрального собора. Нет места для воскресной школы, нет даже своего актового зала, во время ежегодных епархиальных собраний приходится просить предоставить помещение городские вузы.

Главная церковь города сейчас с трех сторон зажата Центральным рынком, а ведь в свое время к собору можно было пройти со стороны набережной. Генеральный директор ЗАО «Центральный рынок» Юрий Муковоз предлагает открыть южную часть храма и даже готов пожертвовать частью рынка для блага церкви.

По предложению проектировщиков, в непосредственной близости к кафедральному собору не должно быть шумного транспорта, автомобильных парковок и одиночной торговли. С 1 мая нынешнего года была запрещена несанкционированная торговля на площади, но порой охрана церкви обнаруживает различные товары, например, нижнее белье, развешанными на стенах церковной ограды шустрыми торговцами. Но дело, очевидно, идет на лад, обойдя вокруг храма, мы никаких стихийных торговых точек не обнаружили.

«Собор сейчас находится под пристальным вниманием владыки Меркурия, администрации донского региона, в частности, вице-губернатора Ростовской области Сергея Горбаня, – говорит протоирей. – На Соборной площади расположится парковая зона, скамейки, фонтаны, небольшие деревца. Высокие деревья возле храма не нужны, еще до революции императорским указом было запрещено сажать вокруг церквей большие деревья, чтобы они не заслоняли собой вид соборов».

Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен всего за шесть лет и освящен на Рождество Пресвятой Богородицы в 1860 году. Его проект выполнил архитектор Константин Тон. Ростовский собор – незначительно измененная копия Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка в Петербурге. С западной стороны собора была воздвигнута четырехъярусная колокольня высотой 75 метров. С 1932 по 1942 годы кафедральный собор был закрыт, кресты с куполов сняты, иконостас и все внутреннее убранство было утрачено. В 1950 году в соборе был произведен ремонт и восстановлены росписи, в 1988 г. проведена реконструкция внутреннего убранства храма. В 1999 году, к 250-летию города Ростова, восстановлена колокольня в ее первоначальном виде. Над проектом воссоздания работал архитектор Юрий Солнышкин.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
ТОП 5
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
«Дано» и решение. Рассуждаем о том, как женщины в колясках рожают и воспитывают детей
Ирина Бабичева
Специальный корреспондент 161.RU
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления