Управляющие компании Ростовской области замалчивают информацию о себе и своей работе, не следят за состоянием чердаков и подвалов, не ухаживают за придомовой территорией. Это выяснили в ходе проверки органы Роспотребнадзора. Нарушители выплачивают штрафы, однако эксперты считают: без повышения юридической грамотности собственников проблему не решишь. Донские депутаты предлагают сделать сферу ЖКХ более понятной с помощью телевидения, а федеральные чиновники – усилить контроль за УК.
Органы Роспотребнадзора подсчитали, что за прошлый год в их ведомство поступила 641 жалоба жителей в отношении управляющих организаций ЖКХ. Больше всего проверок организовали в следующих УК: ООО «ЖЭУ-5 Пролетарского района г. Ростова-на-Дону», ООО «Запад», ОАО «ЖКХ Советского района г. Ростова-на-Дону», ООО «ПКФ ЮГ-ТТ», ООО «Реальный мир»; ООО «Свет и тепло».
Как показали проверки, донские УК не выполняли требования закона о защите прав потребителей, правила предоставления коммунальных услуг и стандарт раскрытия информации.
Так, коммунальщики скрывали от жителей не только сведения о режиме работы организации, имени руководителя, но и информацию об адресе и номерах телефонов аварийно-диспетчерских служб, размерах тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам. Все эти сведения нельзя было найти и в Интернете на сайтах компаний. Кроме того, УК включали в договоры с жильцами условия, ущемляющие их права и идущие в разрез с законодательством.
В пресс-службе Управления Роспотребнадзора по Ростовской области сообщили: помимо нарушений прав потребителей, проверка выявила неисполнение санитарно-эпидемиологических норм. Подвалы и чердаки многоквартирных домов затоплены и захламлены, в отдельных помещениях живут грызуны и тараканы.
Жильцы отмечали, что в отопительный сезон температура воздуха в квартирах оставляла желать лучшего, а качество горячей воды не отвечало требованиям гигиены. Многих беспокоил повышенный уровень шума от работы инженерного оборудования в многоэтажках.
После проверок сотрудники Роспотребнадзора составили 152 протокола об административном правонарушении и оштрафовали коммунальщиков на общую сумму в один миллион рублей.
В беседе с корреспондентом 161metr.ru эксперт в области защиты прав потребителей услуг ЖКХ Виталий Криворот отметил, что подобные нарушения действительно довольно часты. И с аналогичными вопросами к нему обращается много людей.
Эксперт считает, что необходима активная позиция не только органов контроля, но и жильцов. Именно они видят сразу нарушения либо невыполнение работ, предусмотренных договором.
Проблема в том, что не все жители юридически грамотны.
На днях заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области Евгений Шепелев предложил запустить на одном из областных телевизионных каналов тематическую передачу, в которой юристы рассказывали бы о тонкостях в работе ЖКХ. И на примере города Азова показывали, что надо делать. Как отмечают депутаты ЗС РО, Азов выбран неслучайно: там ситуация в работе управляющих компаний намного спокойнее, чем в других городах области.
«Порядок в городе сложился потому, что с населением проводится большая разъяснительная работа. Так, например, на базе нашего холдинга проходят обучение «старшие по домам». Результатами таких тренингов является то, что жители домов понимают процессы управления, разбираются в юридических тонкостях жилищного кодекса и постановлениях местной администрации», – прокомментировал директор холдинга управляющих организаций ЖКХ Владимир Арцыбашев.
Федеральные чиновники считают, что дело в законодательстве и усилении контроля. Они предлагают ввести и законодательно оформить общую систему по мониторингу качества услуг ЖКХ и соответствию тарифов на эти услуги и добавляют, что жестко следить за УК должны жилищные инспекции.
«В настоящее время граждане в случае проблем с тарифами ЖКХ обращаются на федеральную или региональную горячие линии, но это не является системным решением», – резюмирует первый зампредседателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева.