Жильцы многоквартирных домов, которые обслуживаются управляющей компанией, в течение года должны создать специальные домовые советы. Активисты из числа собственников будут представлять интересы дома и контролировать работу управляющей компании, при этом общее собрание жителей не потеряет своих полномочий.
Соответствующие поправки в Жилищный кодекс вступят в силу 18 июня. Коммунальщики готовы к появлению общественного контроля и заверяют, что уже продуктивно сотрудничают с инициативными группами жильцов. Домовые советы должны избрать собственники многоквартирных домов, в которых более четырех квартир. Исключение составляют дома, находящиеся под управлением ТСЖ или жилищных кооперативов. Соответствующие поправки в Жилищный кодекс приняты Госдумой, одобрены Советом Федерации и вступят в силу 18 июня 2011 года.
Если за год собственники так и не создадут совет дома, то органы местного самоуправления в течение трех месяцев должны созвать общее собрание жильцов и поставить этот вопрос на повестку дня принудительно. Согласно документу, домовые советы будут разрабатывать предложения о порядке пользования общим имуществом и об организации управления домом, планировать работы по ремонту и благоустройству. А затем выносить вопросы на обсуждение общего собрания собственников и контролировать выполнение решений и работу УК.
Председатель совета, получивший от жильцов доверенность, сможет выступать от их лица при обсуждении условий подрядных договоров с управляющей организацией, а также представлять интересы дома в суде. Получается, что домовой совет станет дополнительным звеном, координирующим общение собственников и управляющей компании. Но работать он будет на общественных началах – регистрировать объединение не нужно.
Как пояснил «Российской газете» глава комитета ГД по законодательству Павел Крашенинников, советы не уменьшат компетенцию общего собрания собственников, а упростят решение текущих вопросов. Например, домовые советы могут участвовать в оформлении актов выполненных работ, требовать снизить оплату за коммуналку при нарушении качества услуг.
А член Комитета ГД по строительству и земельным отношениям Галина Хованская рассказала «Московскому комсомольцу», что в первой версии законопроекта создание совета дома было добровольным делом. Депутат считает, что обязать законом создавать общественные объединения нельзя. При этом советам даются серьезные полномочия, но они не имеют статус юрлица. Представители управляющих компаний считают, что создание домовых советов – необходимая и полезная тенденция.
Как отметил генеральный директор ООО «ДЕЗ Калининского района» Константин Смирнов, главное, чтобы общение с советами было конструктивным, а в домах не появилось несколько лидеров, идеи которых противоречат друг другу. «Инициативные группы жильцов в некоторых домах есть и сегодня, они подписывают акты приемки работ, ведут переговоры по ремонту, например, – отмечает эксперт. – Если с одного дома поступает несколько жалоб от отдельных жителей, мы советуем им объединиться, чтобы работать более результативно».
Со временем домовые советы смогут вникнуть в вопросы ценообразования, начнут разбираться в сметных документах, возможно, будут работать с должниками. Однако, по мнению Константина Смирнова, советы не возникнут во всем жилфонде – собственники сами должны стать инициаторами общего собрания, чтобы наделить активистов полномочиями, это не входит в права и обязанности управляющей компании.
Начальник юридического отдела ООО «Альтернативная жилищная компания» Валерий Обернихин полагает, что очередное нововведение властей призвано не только усилить общественный контроль над деятельностью УК, но и напомнить собственникам, что дом – это их общее имущество. «На работу нашей организации с жильцами создание советов не должно повлиять. Мы и так отдаем на подпись акты выполненных работ собственникам, чтобы убедиться в отсутствии претензий, – рассказывает эксперт. – Отличие лишь в том, что функции инициативных групп теперь четко прописаны в законе». Ростовчане пока неоднозначно относятся к необходимости создания домовых советов.
«Власти предлагают нам тратить свое нерабочее время на то, чтобы контролировать УК, – возмущается жительница дома по ул. 40-летия Победы Анна Сапегина. – Мы и так платим УК деньги за работу. Тем более у жильцов нет знаний в сферах обслуживания жилья, сантехнике, юриспруденции. Как домовой совет сможет быть уверен, что все предельно прозрачно?»
«Такая новация вряд ли сможет улучшить отношения с управляющей компанией. УК нашего дома ежемесячно присылает жильцам квитанции на оплату коммунальных, в которых добрую половину занимают счета за содержание и ремонт жилья. Вот уже несколько лет пытаемся выяснить, на что идут наши деньги – 40 тысяч с подъезда ежемесячно, но за это время возле подъезда появилась только мусорная урна. На что пошли остальные сотни тысяч остается только догадываться, – недоумевает житель дома по ул. Думенко Андрей Рыжков. – Мы пытаемся спорить, но УК прикрывается законом о необходимости таких плат, и никаких отчетов о потраченных деньгах нам не предоставляет. Получается, что сам закон на стороне этих «обирал», а куда уж тогда домовому совету. В него войдут, как обычно в нашей стране, пенсионерки, запудрить голову которым не составит никакого труда. Вот и получится в результате, что координация со стороны жильцов вроде и будет, а вот эффекта от этого никакого».