В прямом смысле без крыши над готовой готовятся встретить зиму жильцы печально знаменитого дома по Семашко, 46 в Ростове-на-Дону. Восстановление здания затягивается: отопление здесь отсутствует, а таз становится единственным способом противостоять осадкам. Живущие здесь считают, что работы затягиваются намеренно. К некоторым аспектам восстановительных работ подключились и надзорные органы.
В Ростове-на-Дону огонь впору ассоциировать с некими потусторонними и весьма недобро настроенными силами. В январе пламя уничтожило кровлю и несколько квартир в дореволюционном здании на Семашко, 46 – как раз напротив ростовской мэрии. На пепле и замерзшей воде, которой тушили пламя, чиновники заявили, что здание будет восстановлено. Людей в отрезанном от коммуникаций доме расселили по родственникам и гостиницам, в бюджете запланировали средства на проектирование. Однако уже летом жильцы дома вышли на митинг и обратились к руководству страны, ссылаясь на полное бездействие ответственных лиц. В июле новый глава Ленинского района Сергей Сухариев заявил, что остановка работ произошла не по вине администрации: у подрядчика отсутствовала лицензия на работы с объектами культурного наследия.
«Лицензия получена. Работы по ликвидации аварийности возобновились. Уже заключены муниципальные контракты на обследование строительных конструкций, на первоочередные страховочные мероприятия, ликвидацию аварийности, получена экспертиза на первоочередные страховочные мероприятия. Проектно-сметная документация готова на 75-80%, ее разработка должна завершиться в начале августа», – рассказал он, еще раз подчеркнув, что здание обязательно восстановят.
Строители действительно работали, отмечает житель домаАндрей Цыбенко. Правда их действия вызывают у собеседника 161metr.ru определенное недоумение.
«Я не знаю даже... Крыши как не было, так и нет. Они в августе все забетонировали, но оставили люки открытыми. И когда сильный ливень был, 30 сентября, вода затопила подъезд, особенно седьмая квартира пострадала на первом этаже. Нам говорили, что мы чуть ли не в декабре заедем, но при такой работе – это полная чушь», – оценивает Андрей ближайшие перспективы.
Впрочем, крыша, отмечает он – не единственный показатель того, что дело затягивается. Проектно-сметная документация, которую обещали еще в августе, еще проходит экспертизу, не все ясно с финансированием. Стоимость капитального ремонта, который в сумме 5% должны софинансировать жильцы, оценена в 160 миллионов рублей.
«За эти деньги можно пару 9-этажек построить, а не просто четырехэтажное здание отремонтировать», – возмущается Андрей Цыбенко. По его словам, буквально каждый шаг к восстановлению дома и организации человеческих условий проживания для тех, кто остается внутри, дается с подозрительно большим трудом.
«Отопления нет – я квартиру просушил, маме тепловентилятор хороший поставил, в комнатах хорошо, тепло, но в коридорах очень холодно. Правда тепло делают сейчас, но тут и прокуратура ходит практически каждую неделю, контролирует процесс», – докладывает обстановку Андрей Цыбенко.
Надзорное ведомство, говорит он, проверяет еще несколько аспектов восстановительных работ. В частности, переселение погорельцев в здание на Горького, 270. Как выяснилось, дом, входящий в маневренный фонд, находится в малопригодном для проживания состоянии. Пока идут разбирательства, а многочисленные обращения ходят по разного уровня инстанциям и организациям, в доме напротив мэрии готовятся к новому витку борьбы – снова фактически за выживание.
«Крышу так и не доделали, люки не закрыли, так, завесили полиэтиленчиком. Он уже оторвался и болтается на ветру. Если будут сильные дожди, нас снова будет заливать. Самое обидное, что дом крепкий, хороший, у нас стены – в метр толщиной, а в такой ситуации он будет разрушаться», – размышляет собеседник корреспондента.
Фото: Фото автора