В Ростовской области может произойти очередной всплеск проблем с дольщиками. Об этом на совещании в администрации Ростовской области рассказал заместитель губернатора Юрий Андриади. Источник неприятностей – нарушения при индивидуальном строительстве. Мошенничать застройщикам помогает бездействие властей.
Сегодня Ростовская область переживает уже вторую волну обманутых дольщиков. Первые сложности в регионе возникли в то время, когда еще не был принят закон о долевом строительстве. Люди лишились средств и жилья в период с 2000 по 2006 годы. К началу 2009-го проблему практически удалось решить, но в это самое время регион накрыла вторая волна долевого цунами, на этот раз спровоцированная кризисом. Резкое падение спроса на жилье и недоступность кредитов сформировали сегодняшнюю статистику – 29 проблемных домов и свыше 2,5 тысяч пострадавших дольщиков. Большинство – около двух тысяч человек – являются участниками долевого строительства концерна «Вант». Процесс выхода из создавшейся ситуации идет сложно – такова оценка региональных властей. Между тем мониторинг ситуации показывает, что ситуация может обостриться.
«Сегодня ряд муниципалитетов готовит нам очередную серию проблем с дольщиками, – такое заявление делает на совещании по подведению итогов социально-экономического развития региона в январе–сентябре заместитель губернатора Ростовской области Юрий Андриади. – Пользуясь пробелами в законодательстве, под видом индивидуальных домов в Ростове и других крупных городах области возводятся многоквартирные дома».
По действующему законодательству, индивидуальным жилым домом называется строение высотой не выше 12 метров либо трех этажей. Однако застройщики ловко обходят эту норму.
«Характерно, что многочисленные представители органов власти, архитекторы, специалисты БТИ в упор не видят разницы между индивидуальным односемейным домом и многоквартирным. Очевидно, что подобная слепота стимулируется», – резюмирует Юрий Андриади.
Муниципальные власти заявляют, что принимают все усилия для того, чтобы держать ситуацию под контролем. Глава администрации Железнодорожного района Ростова-на-Дону Павел Россолов называет индивидуальную застройку, которой изобилует его район, настоящей головной болью. Но при этом отмечает, что администрация занимает принципиальную позицию.
«К трем этажам прирастают мансарды, иногда мансарда по высоте более походит на два этажа. Следим очень строго, контролируем, отзываем разрешения на строительство в случае нарушений. Вы же сами понимаете, как это серьезно. «Лишние» этажи – это нагрузка на коммуникации. Начинаются проблемы с электроснабжением, зачастую в таких домах ставят дополнительные насосы на воду, а это чревато перебоями с водоснабжением у живущих по соседству», – рассказывает Павел Россолов.
Однако в основной массе случаев последнее слово остается за надзорными и правоохранительными органами. Буквально на днях прокуратура Ростовской области остановила застройщика. Он настолько увлекся работой, что возвел на индивидуальном трехэтажном доме четвертый этаж.
«Проверкой установлено, что на земельном участке, в квартале индивидуальной жилой застройки по переулку Беломорский собственником земельного участка в отсутствии разрешения на строительство выполнены строительные работы по возведению четырехэтажного многоквартирного жилого дома. По результатам проверки прокуратурой Первомайского района Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц в Первомайский районный суд направлено исковое заявление об обязании застройщика привести жилой дом в соответствие с проектной документацией, выданной администрацией Первомайского района, путем демонтажа четвертого этажа», – рассказала старший помощник прокурора Ростовской области Наталья Ахреева. Она добавила, что результаты рассмотрения иска контролируются прокуратурой.
В администрации Ростовской области обращают особое внимание тех, кто мечтает о своем жилье в доме с небольшой этажностью, на наличие у застройщика разрешительной документации. Многоэтажку, которая проходит по документам как «индивидуальное жилье», сегодня практически невозможно узаконить. А признать право собственности на жилье в таком доме, подчеркивает Юрий Андриади, весьма проблематично.