
Скрябин будет руководить Ростовом ближайшие пять лет
Сегодня, 11 марта, депутаты ростовской гордумы выбрали главой города Александра Скрябина — в прошлом замгубернатора, депутата Заксобрания и первого заместителя главы ростовской администрации.
Публикуем полную речь Скрябина, которую он произнес до того, как депутаты его избрали. Об обещаниях и планах — ниже.
Уважаемая Зинаида Васильевна, уважаемые депутаты, присутствующие! Я коренной ростовчанин. Родился, учился, вырос в Ростове. Вся моя трудовая жизнь связана с работой на благо города и регионов. Начинал я ее слесарем в водоканале, поэтому Ростов знаю не только на земле, но и под землей. Ростов — это наша история, наш дом, город с богатым прошлым, уникальной культурой, отличной географией. И у него есть все для прекрасного будущего, если мы все вместе сделаем его прекрасным.
Сегодня я выступаю не только как кандидат, но и как человек, который любит свой родной город, вижу, как развивается наш город, с какими проблемами сталкивается. Очевидно, что жизнь в городе начинается с простых вещей. Чистые улицы, удобный транспорт, красивые парки, современные и доступные школы и больницы. Но достичь их совсем непросто. За месяц работы я увидел основные проблемы. Это социальная сфера, коммунальная сфера, аварийное жилье, транспорт, дороги.
Школы
Для решения первой проблемы нам важно к 1 сентября запустить восемь образовательных учреждений на 4300 мест. До конца текущего года завершить строительство двух детских садов на 450 мест. Сделать задел на следующий год, приступив к капитальному ремонту школы № 21 и двух гимназий № 14 и 36. И параллельно есть необходимость корректировки и разработки документации на капитальный ремонт пяти школ и шести детских садов. Задача — войти в федеральную программу на софинансирование расходов этих видов работ.
Модернизируем спортивную инфраструктуру на территории образовательных объектов. В этом году капитально отремонтируем спортивные площадки, прилегающие территории школ № 27 и 64, спортивный зал лицея № 56, установим спортивную площадку в школе № 6. Чтобы ростовчане всех поколений имели достойные условия для круглогодичных занятий физкультурой и спортом. На данные цели средства из бюджета города мы предусмотрели. Но это только начало. Наша задача — синхронизировать ввод социальных объектов и жилья.

Износ сетей
Остановлюсь на второй проблеме поподробнее. Я ресурсник в прошлом и понимаю, как коммунальная инфраструктура устроена. Нам зима показала, в каком состоянии она находится. Физический и моральный износ в некоторых сетях доходит до 70%. Безхозяйные сети являются одним из негативных факторов в вопросе бесперебойного предоставления услуг. Но требуется комплексный подход, длительный период проведения их в порядок. Я прекрасно понимаю, что это невозможно сделать ресурсникам за счет тарифа. И городского, и даже областного бюджета на это не хватит. Нам здесь надо принимать участие в федеральных программах.
Комбинаты благоустройства
Недостаточное количество благоустроенных и чистых общественных пространств — это первое, с чем сталкивается каждый житель и гость нашего города. Здесь нужна качественная уборка территории, недопущение и ликвидация несанкционированных свалок. Предлагаю воссоздать городские комбинаты благоустройства. То есть вернуть контроль за чистотой в свои руки, не полагаясь на подрядчика.
Уважаемые коллеги, к сожалению в городе грязно и проведя анализ… некому убирать? Нет. Вы знаете, что по документам управляющих компаний и ТСЖ у нас 1900 дворников? То есть по полтора дворника на 100 жителей, проживающих в многоквартирном жилье. Почему тогда грязно? Ну в том числе, наверное, потому что не с кого спросить.
Я вижу два варианта решения проблемы. Мы можем создать муниципальные предприятия по уборке, а управляющие компании и ТСЖ им будут платить те средства, которые они собирают на дворников. И тогда любой житель может требовать от городских властей чистоту, в том числе и через электронные сервисы, как в Москве. Или город доплачивает управляющим компаниям и ТСЖ и спрашивает с них за чистоту на прилегающих территориях. Какой вариант лучше, может показать только практика. Предлагаю взять два пилотных района, внедрить в них две системы. Какая лучше, эту мы внедрим на весь город. И тогда новой традицией Ростова станут чистые улицы. Система качественной уборки требует комплексного подхода. Современная техника, четкое планирование и контроль.
Мусор и свалки
Следующее направление — это уборка мусора. Важно наладить взаимодействие с региональным оператором. Глава региона поручил навести порядок в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Сейчас уже проводятся первоочередные меры и параллельно с правительством области мы включились в эту работу по обновлению контейнеров, по приведению в порядок контейнерных площадок. Нам нужно подойти к качественному решению этой проблемы и правительство региона готово нам в этом помогать.
Следующая проблема — это несанкционированные свалки. Безусловно, надо усилить сотрудничество с правоохранительными органами, ужесточить административную ответственность, установить камеры видеонаблюдения в местах возникновения свалок, оперативно взаимодействовать с жителями через каналы обратной связи. Также и здесь стоит задача попасть в федеральные проекты, чтобы рекультивировать объекты накопленного ущерба.
Зелень
Наш город уникален. В степи он имеет городские леса. Но все они не благоустроены. А это 4,5 тысячи гектаров зеленых зон. Городские леса имеют особый охранный статус и требуют системной уборки. Здесь я выделю следующие задачи. Понятный жителям системный подход к высадке и уходу за зелеными насаждениями, обустройство новых парков и скверов, регулярная санитарная уборка, актуализация ранее разработанных проектов освоения городских лесов. Они должны быть не просто зелеными зонами с экотропами, а центрами притяжения и комфортными зонами отдыха.
Дворы
Один из важных механизмов — это возрождение программы благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов. Нам нужна отдельная программа. В ней — ремонт внутриквартирных дорог, новые детские площадки, активное озеленение дворов. Каждый двор должен стать удобным, уютным пространством, где будут учтены пожелания и потребности жителей. Частично программа может быть реализована механизмом инициативного бюджетирования. Мы продолжим внедрение энергосберегающих технологий. Ростовчане должны ходить по освещенным улицам.
Дороги
Следующая проблема, конечно, это дороги. Дороги для города — это каркас, на котором держится его повседневная жизнь. Каждый день, проезжая по нашим улицам, вижу, что качество покрытий не удовлетворяет современным стандартам. Ростов заслуживает дорог, которые не стыдно было бы назвать современными. Необходимо не просто латать ямы, а менять подход, усилив контроль за подрядчиками, которые должны нести ответственность за качество выполненных работ. Решая проблемы с коммуникациями, в том числе и строя ливневую канализацию, мы автоматически будем решать проблему и с дорогами. В этом году в бюджете города 1,6 миллиарда запланированных на ремонт дорог. С первого взгляда кажется, что это много, для Ростова этого недостаточно.
Суворовский
Нельзя допускать проблем, которые сейчас решаются в Суворовском. К сожалению, быстрых решений и изменения ситуации там нет, но уже в этом году нам надо завершить реконструкцию улицы Вавилова, продолжить работу по проектированию реконструкции участка улицы Орбитальная и подготовку проекта на реконструкцию улицы Оганова. Это поможет в распределении транспортного потока.
Въезды в город
Говоря о глобальных вещах, не стоит забывать и о том, что часто остаётся без внимания. Въезды в наш город не соответствуют статусу города-миллионника. Это состояние и дорог, и въездных стел. Вот, например, в прошлые выходные я встречался с жителями города, они предложили мне заменить на въезде с Таганрога футбольный мяч с флагом Германии на патриотический постамент. И, наверное, это правильно.
Парковки
Следующая проблема — парковочные пространства. Это элементы дорожной сети, которые влияют на безопасность, комфорт всех жителей и чистоту города. Проблема парковок напрямую связана с тем, что центр у нас исторический. К сожалению, сделать так, чтобы места для парковок стало хватать всем и бесплатно, невозможно. Нигде в мире такого нет. И что мы можем сделать? В первую очередь, конечно, будем развивать общественный транспорт, чтобы удобнее и выгоднее было приезжать в центр без машины. Будем развивать муниципальные парковки. Нужно создавать новые парковочные зоны и расширять существующие, особенно в центре города, рядом с социальными объектами. Кроме того, необходимо модернизировать систему парковки, которая позволит через мобильное приложение находить свободные места и оплачивать парковку онлайн. По-моему, это удобно, и мы пробовали в других местах. Прекрасно это все работает.
Что делать с хаотичной парковкой на газонах, на тротуарах, в неположенных местах? Конечно, штрафовать, но если машина не создает угрозы движения, наверное, не надо издеваться над людьми и увозить машины эвакуаторами. Мы должны перестроить в этом направлении работу.
Автобусы
Работа пассажирского транспорта — в числе основных проблем, которые беспокоят горожан ежедневно. Расширение сети выделенных полос для общественного транспорта, внедрение на маршрутах динамического расписания, настройка системы отслеживания транспорта, внедрение бесшовного тарифа на проезд, использование городской электрички. И, конечно, надо начинать работу по контролю за выполнением контрактных обязательств перевозчиков. Это соблюдение расписания, выпуск подвижного состава на линию, режим труда водителей, чистота и безопасность транспорта. Я думаю, вы тоже с этим согласитесь, что с теми компаниями, которые не смогут перестроиться, надо расставаться. Мы продолжим обновление подвижного состава, отдавая приоритет экологичным видам газомоторного [транспорта] и электротранспорту.
Аварийное жилье и дизайн-код города
Следующая актуальная проблема — это аварийное жилье. У нас в городе 272 аварийных жилых дома, из них 27 объектов культурного наследия, которые подлежат реконструкции. 245 домов подлежат сносу. Мы продолжим реализацию программы по расселению жителей из аварийного жилья в новые комфортные дома. Нам надо расселить 216 многоквартирных домов. Сохранить единую концепцию городской среды нам поможет дизайн-код города. Он станет ориентиром и позволит избавиться от визуального шума, который так режет глаз, когда гуляешь по нашим любимым улицам. [Позволит] регулировать размещение торговых точек, рекламных конструкций и временных сооружений.

С 1 января текущего года у нас перераспределены полномочия в области градостроительства. Это ключевой шаг от локального развития города к комплексному планированию агломерации. Это стало возможно благодаря решению главы региона Юрия Борисовича Слюсаря. Разработка в диалоге с жителями единого мастер-плана ростовской агломерации до 2035 года станет основой для координации проектов в области транспорта, жилья, промышленности и экологии.
Туризм
Нужно интегрировать исторические здания в современные туристические маршруты, создавая на их базе новые точки притяжения. На прошлой неделе правительством России было принято решение о выделении регионом 27 миллиардов рублей в рамках национального проекта «Туризм и гостеприимство». Это деньги, которые будут направлены на развитие туристической инфраструктуры.
Мы почти проскочили мимо, чуть-чуть зацепили этот проект. Будем участвовать, нам надо принимать, чтобы развивать туристическую привлекательность нашего города. В Ростове творили, выступали, ходили по улицам Есенин, Маяковский, Хлебников, Гумилев, Солженицын. Ростов — родина Гнесиных. Город и мир должны знать и помнить об этом. Безусловно, городу нужны новые точки притяжения, арт-объекты, форумы, фестивали. Форумы и фестивали такие, каких больше нигде нет. Создавая такие пространства, в Ростове нужно рассмотреть возможность единых пешеходных маршрутов. Это не только имидж Ростова как культурной жемчужины Юга России. Это точно принесет экономический эффект. Рост турпотока, развитие инфраструктуры, новые рабочие места. Наша цель превратить культурное наследие в драйвер устойчивого туризма, где каждое здание работает на просвещение, впечатление и инвестиционную привлекательность.
Мы уже запланировали ряд новых форумов и фестивалей. В августе планируем фестиваль музыки и мотоциклов «Ростов Райд». Осенью пройдет Международный культурный форум «Шолоховские сезоны 2025». Ростов давно является центром мотокультуры Юга России и имеет богатые традиции в области современной музыки.
Развитие
Ростов — центр науки, образования и инноваций. В городе сконцентрирована третья часть инновационных предприятий региона. Сегодня в экономике главный ресурс — это люди. У нас безработица в городе на рекордно низком уровне — 0,2%. И это говорит о том, что главная проблема наших предприятий — это гонка за кадрами. Наша задача — создать все условия для того, чтобы молодежь оставалась здесь. Бороться за приход в город новых больших предприятий с глубокими технологическими цепочками. Это огромный стимул для молодежи жить в Ростове, осваивать современные рабочие, инженерные, научные, креативные специальности. Место практической реализации потенциала наших прекрасных вузов и техникумов. Мы должны и дальше помогать развитию города, как порта пяти морей. Наши портовые площадки — это окно в мир для российских фермеров и множества других отраслей. Это окно должно постоянно расширяться.
Бизнес
Не могу не коснуться сектора малого бизнеса. Это самый динамичный сектор экономики, где занята треть работающего населения города. По количеству индивидуальных предпринимателей Ростов на втором месте среди городов-миллионников. Это говорит о том предпринимательском духе ростовчан, который славит город со дня основания. Город живет, меняется и сегодня на первый план выходит креативный сектор экономики. Это не просто тренд, это будущее. Это будущее уже наступило, каждый проект — это не только рабочие места, это новые точки притяжения и прикладной силы для жителей и гостей города.
Вижу обращение наших предпринимателей по поводу упрощения процедуры открытия объектов торговли и сферы услуг, снижения административных барьеров. Пришло время убрать лишнюю бюрократию, пусть предприниматели тратят свои силы на создание интересных проектов, а не документов, но в соответствии с новым требованиям дизайн-кода. Это позволит Ростову стать не только крупным экономическим центром, но и настоящей гастрономической столицей Юга России. Согласитесь, Ростов — это вкусно.
Нужен диалог
Одна из основных задач, к которой я хочу уделить внимание в конце выступления, это поиск оптимальных решений, как находиться в постоянном диалоге с ростовчанами. У нас вся концепция нашей дальнейшей работы должна быть перестроена. Мы должны сосредоточиться на том, как живет ростовчанин, в чем нуждается, с какими трудностями сталкивается и как их решать. Важно знать и чувствовать, каким видят ростовчане свой город сегодня и завтра.
Я внимательно слежу за комментариями у себя в телеграм-канале. Я вижу, какое количество обращений поступает. Ростовчанин должен быть услышан. Власть слышит и реагирует. Это основной принцип изменения формата нашей работы. Нужно создать и настроить действенные каналы взаимодействия с жителями. У нас есть и сайт администрации, и городские сервисы, и социальные сети. Они должны не только информировать, их задача стать картой потребностей жителей, которая абсолютно понятна всем в использовании и, конечно, эффективна. Жители должны участвовать в процессах изменений и иметь возможность обратиться к власти. Поэтому все значимые изменения я предлагаю согласовывать с жителями посредством онлайн-голосования на официальных платформах. И здесь не надо стесняться, надо использовать лучшие муниципальные практики, где эта работа уже сделана: Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург.
P.S.
Уважаемые коллеги, мы все очень любим наш город. Мы видим его безграничные возможности. Возможности, чтобы ростовчане жили дольше, благополучнее, интереснее. Чтобы к нам приезжали гости из других городов и стран и разделяли нашу любовь к Ростову и увозили впечатления, деловые контакты и желание вернуться в Ростов снова. Наша задача сделать эти возможности реальностью.
Моя мечта — увидеть Ростов преображенным, современным, удобным, чистым. Моя цель — внести личный вклад в эти преобразования. Безусловно, путь не будет легким, нас будут ждать сложные решения, большие проекты, много работы, но я вижу Ростов динамично развивающимся городом, где удобно жить, где безопасно, где молодежь находит возможность себя реализовать, а старшее поколение чувствует заботу. Городом, где история встречается с современностью, где жители искренне называют его своим домом. Давайте вместе развивать город, которым будем гордиться. Нам придется делать не как всегда, а как должно быть. Очень хочется, чтобы через несколько лет, оглядываясь назад, мы сказали: «У нас получилось». Ростов нужно любить. Спасибо.