«Не новость, а анекдот» — так некоторые наши читатели встретили номинацию Василия Голубева на «Губернатора года». Победа прошла мимо него: победил глава Белгородской области. Но без внимания ассоциации российских пиарщиков Голубев не остался. Его удостоили специального приза «За стабильную эффективность».
Организаторы из РАСО мотивируют это так: «Василий Юрьевич продемонстрировал, что "старая школа" управления особенно эффективна в кризисных ситуациях. Именно через Ростовскую область обеспечивалась с 2014 года вся логистика по Донбассу. Это регион принял на себя основной поток беженцев. Со всеми проблемами в Ростовской области с честью справились».
Такой образ у него сложился в федеральном масштабе. Приоритеты расставлены предельно понятно — критерии оценки работы обсуждению не подлежат. А что же видят дончане?
Василий Юрьевич занимает пост губернатора 12 лет. Если кто уже не помнит, как Голубев смог пойти на третий срок подряд, напомню, что в первый заход 2010-го его кандидатуру одобрил тогдашний президент Дмитрий Медведев. Галочки в бюллетенях никто не ставил: его для жителей Ростовской области выбрала Москва. Поэтому для выдвижения на выборы-2020 первый срок оказался как бы ни в счет.
С самого начала он удобный губернатор, от которого знают чего ждать. Голубев не делает категоричных и принципиальных заявлений, не создает сам федеральную повестку. Вообще старается не привлекать внимания и не говорить, пока не спросят «сверху».
Связь с населением Ростовской области у главы прерывается. Достаточно увидеть комментарии в его телеграм-канале (как бы их ни старались чистить). Люди оставляют там жалобы на работу медицины, транспорта, образования, ругают за плохие дороги, маленькие зарплаты и десятки других больных тем. Но представители правительства отвечают им сухо или вовсе игнорируют, а сам Голубев периодически выступает сообщениями с заходом: «Друзья, вижу ваши комментарии». И регулярно проводит протокольные эфиры на областном телеканале, который спонсирует правительство, а в студию «звонят» люди с голосами, подозрительно похожими на голоса сотрудников этого медиахолдинга.
Последние два года стали испытанием на политическую выносливость. Пандемия коронавируса бушевала в 2020-м, когда Голубеву предстояло отыграть предвыборную кампанию. Прекрасно помню один из главных и самых эффектных в его карьере сюжетов, когда во время дебатов в прямом эфире заявил, что срочно нужно выезжать в Тарасовский район в зону природных пожаров и «быть с людьми».
Этот банальный трюк пиарщикам, видимо, понравился, и то же самое провернули почти через год — при аварии на очистных сооружениях в Дмитриадовке в мае 2021-го, жертвами которой стали 11 рабочих. Голубев прервал встречу с комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и направился к пострадавшим в таганрогскую БСМП. Доехал туда, кстати, к 17:00, хотя об аварии стало известно до полудня.
Но быть с людьми на постоянку Голубев за все эти годы не настроился. В 2020-м, уже после неизбежной победы на выборах, когда в ростовской горбольнице № 20 пациенты ковидного госпиталя погибли в оставшейся без медицинского кислорода реанимации, Голубев предпочел отмалчиваться. Впервые он высказался на эту тему лишь в январе на своей пресс-конференции: сказал только, что идет следствие. Месяц назад уголовное дело закрыли «по истечении срока давности», а Василий Юрьевич вышел из этой мутной воды относительно сухим, потому что формально за больницу отвечает администрация города, о чем в правительстве не раз напоминали.
Более серьезным толчком, чтобы расшевелить политические мышцы Голубева, могла стать «военная спецоперация» и последующая частичная мобилизация. Оглядываясь на прошедшие девять месяцев, нетрудно заметить, что Голубев выступал по теме гораздо меньше, чем главы соседних приграничных регионов. Спокойное существование чиновника между прилизанными совещаниями нарушали пугающие дончан сообщения: беспилотники летают в области, находятся обломки ракет, а по мобилизации забирают многодетных отцов или мужчин без военной подготовки и с серьезными проблемами со здоровьем.
Но разбираться с информацией, проводить проверки и объяснять населению, что происходит, Голубев совсем не хотел. В сентябре жители Новошахтинска присылали в нашу редакцию видеозаписи, где видны инверсионные следы, какие остаются, например, от ракет противовоздушной обороны. Люди рассказывали, что их утром в выходной день разбудил сильнейший звук, похожий на взрыв.
Лишь к вечеру в телеграме Голубева появился пост, фактически ставящий под сомнение адекватность жителей города и сохраненные видеосвидетельства. Без обвинений тоже не обошлось.
— Высотный полет самолета с переходом на сверхзвуковую скорость приняли за работу средств ПВО. Кто-то по-прежнему пытается навязать нам панические настроения. Это провокация, — говорилось в сообщении губернатора.
Скудная реакция Голубева на проблемы стала его фишкой. «Как бы чего не вышло». В противовес — губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков, который оперативно сообщает через свой канал информацию о сбитых вражеских аппаратах, о взрывах на границе и количестве погибших и пострадавших при пожарах.
У Голубева было много шансов показать, что ему не всё равно. В июне на Новошахтинском нефтеперерабатывающем заводе вспыхнул пожар. Наш источник в силовых структурах тогда сообщил, что в одну из построек врезался беспилотник. Поначалу в пресс-службе губернатора не считали нужным комментировать инцидент. В ответ на просьбу о комментарии представитель Голубева даже сказала мне снисходительно, что пожар не такой уж и большой — «всего-то 50 квадратных метров, да и пострадавших нет». И вообще губернатор в это время участвовал в заседании правительства — ссылку на трансляцию мне прислали, наверное, с надеждой на понимание. Но через пару часов Василию Голубеву всё-таки пришлось подтвердить атаку на НЗНП двух беспилотников.
Желая попасть в число регионов — отличников мобилизационной кампании, пресс-служба Голубева 3 октября заявила о завершении мобилизации в Ростовской области. Примечательно, что сообщение о прекращении призыва запасников дали «по востребованию» — журналист 161.RU в тот день обратился к представителю Василия Юрьевича за информацией о ходе выполнения задания Минобороны. Всего через 8 дней мобилизация возобновилась, потому что, как объяснил Голубев, регион «получил новое мобилизационное задание». Теперь о призыве власти говорят осторожно.
Это лишь часть примеров. Уверена, что подобные кейсы ассоциация пиарщиков не оценила бы похвалой.
Губернаторам, оставшимся без поощрений федеральных экспертов, всё равно остается только учиться по рецептам «старой школы» с берегов Дона. И не оставлять жителей СВОЕЙ области в трудных ситуациях.
Согласны с автором?