Законодательное собрание Ростовской области большинством голосов поддержало федеральный законопроект о повсеместном введении QR-кодов. Документ прошел благодаря полной поддержке «Единой России». Но его обсуждение оказалось самым эмоциональным эпизодом заседания парламента 25 ноября. 161.RU пересказывает аргументы сторонников и противников QR-кодов.
Согласно опубликованному проекту закона, в 2022 году для посещения массовых мероприятий, учреждений культуры, предприятий общественного питания, торговли (за исключением аптек и продуктовых магазинов) потребуется QR-код и документ, удостоверяющий личность. Сотрудники этих мест получат право проверять документы граждан. Коды будут выдавать при наличии прививки против коронавирусной инфекции, справки о перенесенном заболевании или о наличии противопоказаний к вакцинации.
Сергей Михалев, первый зампредседателя Заксобрания, «Единая Россия»
― Обращаю внимание, что закон временный. Это снижение нагрузки на здравоохранение. Мы говорим о диспансеризации и реабилитации переболевших ковидом, но ее делать некому. Врачи занимаются увеличивающейся каждый день заболеваемостью. Не дай бог сегодня тяжело заболеть — некому лечить. Скорая помощь перегружена, ездит больше нормативного времени. [Закон о QR-кодах] — это передышка, альтернативы которой нет. Посмотрите, какая смертность — 35–36 человек каждый день. За месяц у нас одно село вымирает — мы их относим на погост.
Андрей Кутырев, КПРФ
― Предлагаю предложить Госдуме [вместо введения QR-кодов] сделать тесты ПЦР бесплатными. Это позволит своевременно выявить инфекцию и принять меры. То же касается компьютерной томографии — она стоит неподъемно для жителей Ростовской области. Приходится ждать неделями, что недопустимо в условиях пандемии.
Ирина Полякова, КПРФ
На заседание Полякова принесла толстую стопку листов с подписями. По словам депутата, больше пяти тысяч человек подписались против закона о QR-кодах.
― Хочу предоставить мнение граждан. Эти листы передадим коллегам в Госдуму. Я не против вакцинации, я за разумную прививочную кампанию. Не будем усугублять ситуацию и накалять обстановку. Мы все знаем, чем это может закончиться.
Александр Ищенко, председатель Заксобрания, «Единая Россия»
В ответ на выступление Поляковой сотрудники аппарата по просьбе Ищенко вынесли другие коробки с листами. Их высота оказалась в несколько раз больше, чем у коммунистки.
― Это свидетельства о смерти людей от ковида с начала пандемии. Вряд ли из них был бы хоть один, кто подписал бы ваше обращение, — сказал он Поляковой. — Среди тех, кто поддерживает этот законопроект, нет того, кому он нравится. Но нет механизма, который бы остановил распространение коронавируса. Вакцина предлагается эпидемиологами как одно из эффективных средств. Или полный локдаун. Он помогает остановить распространение инфекции, но не останавливает ее. Власти ищут адекватные сбалансированные меры. Если есть предложения, как минимизировать ковид, напишите — ни одно не будет проигнорировано.
Евгений Федяев, руководитель фракции ЛДПР
― Я проводил опрос [в своих соцсетях], участвовали 8 тысяч человек: 97% против QR-кодов. И на мою почту пришло 250 обращений. Их нельзя игнорировать. Есть те, кто переболел, но не обращался к медикам. Вернее, врач к ним так и не приехал. Их надо учитывать. Раз мы вносим QR-коды, [давайте в них] внесем информацию для депутатов о том, за какие резонансные законы они голосовали. Вы откажетесь не потому что вам стыдно, а потому что страшно, что прилетит благодарность от жителей.
Сергей Косинов, руководитель фракции «Справедливая Россия»
― Сегодня никто не говорит против вакцинации — мы обсуждаем QR-коды. Вакцинация нужна. Но в каком она сейчас состоянии? Как она влияет на организм человека? «Справедливая Россия» не поддерживает законопроект. Статья № 19 Конституции РФ запрещает любые формы ограничения прав граждан. Здесь идет [речь] о разделении по социальному признаку: есть код или нет. Наличие ковидных паспортов в других странах не привело к стабилизации ситуации.
Есть китайский вариант с жестким локдауном, но состояние экономики нам не позволит пойти по китайскому пути. А вот митинги и протесты, которые во Франции, Нидерландах и США, имеют место.
[Повсеместное введение QR-кодов] ведет к еще большему недоверию к государству. Расцветет теневой рынок. Можно купить QR-код или ПЦР-тест. В ТЦ стоит человек, проверяет коды. Как я могу ему доверить свои личные данные? А как старики, которые не знают, что такое «Госуслуги»? Мы же вычеркнем их из жизни.
Сергей Шлык, «Единая Россия», ректор Ростовского медуниверситета
― Исторически со всеми эпидемиями справились комбинацией мер ограничительных и лечебных. Два века назад население умирало от инфекционных заболеваний. Проблему решили [с появлением вакцин].
В законопроекте никто не ущемляет право людей не вакцинироваться. Закон призван защитить всех остальных. Если не вакцинирован, если болен, что тебе делать в местах скопления людей? Ни в одной стране не разрешено ставить под угрозу жизни других граждан. Со своей вы можете сами разобраться. Но самоубийцами раньше вроде занимались психиатрические больницы. Никакие вливания не в состоянии подготовить здравоохранение к эпидемии. Ни одна экономика не может содержать армию в боевой готовности в мирное время.
Татьяна Иващенко, КПРФ
― Мы в очередной раз пытаемся защитить, осчастливить граждан против их воли. Ощущение, что власть очень сильно не доверяет своим гражданам. Поэтому, [например], мы повысили пенсионный возраст. То, что предлагается сегодня, гораздо серьезнее. На вакцину тратится много денег, а она сливается в раковину. Любое действие имеет противодействие. Когда начали заставлять, люди покупали и будут покупать [сертификаты]. QR-коды будут покупаться. [В результате] медицина не сможет ни дать достоверные статистические данные, ни исследовать заболевание.
Борис Вальтер, «Справедливая Россия»
― А что делать с тем, что до вакцины нет нормального медобследования? Есть случаи, когда после вакцины у людей ухудшалось самочувствие вплоть до летального исхода. Медобследования нет, возможности выбрать из зарубежных вакцин нет даже за деньги. Пока мы эти проблемы не решим, заставлять людей ходить по QR-кодам недопустимо. Несколько минут назад пришла новость, что парламент Северной Осетии этот федеральный закон не поддержал. Давайте не будем увеличивать стену между обществом и властью.
Голосование завершилось с таким результатом:
за — 42 депутата;
против — 10 депутатов;
воздержались — 2 депутата.