8 сентября в Ростовской области, как и по всей стране, прошел единый день голосования. Жители Азова, Батайска и Таганрога выбирали новые составы местных парламентов. В Ростове, Новочеркасске и Шахтах прошли довыборы в городские думы. Явка по региону составила 22,8%. Почему граждане проигнорировал выборы и как повысить к ним лояльность, рассуждали ростовские политики и политологи.
Алексей Скляров, политик, журналист
— Я баллотировался в Азовскую городскую думу. Поражение на выборах стало для меня неожиданностью. Конкурентами были единоросc, практически никому в городе не известный, и коммунист.
8 сентября 2019 года явка в Азове едва достигла 20%! Я на протяжении 30 лет изо дня в день говорю в эфире: «Ребята, у нас возможность повлиять на ситуацию возникает один раз в пять лет, идите голосуйте!» Но нет. На выборы пришли старики да бюджетники. Почему? Те, у кого все хорошо, делают все, чтобы это сохранить. Те, кто помоложе, они уже вообще потеряли надежду на что-либо: половина населения Азова работает в Ростове, им родной город не нужен, они никому не верят. У молодых — полная апатия, если они еще не уехали, то только и мечтают это сделать. Почему? Потому что социальные лифты встали, а некоторые вообще провалились. Покупательная способность тоже на дне.
Средний уровень населения уже прижился. Люди подсаживаются на субсидии, на государственные подачки, на кредиты, ипотеки и попадают в рабскую зависимость.
Старшее поколение за три копейки готово кого угодно полюбить. Коммунисты, которые забыли про талоны на мыло, на соль, на сахар в середине 80-х. Забыли, как они стояли в очередях, и вспоминают свою молодость по фильмам «Свинарка и пастух» и «Кубанские казаки».
Сергей Смирнов, политолог
— Явка на выборах в городские думы была примерно такая же, как и пять лет назад, т. е. никто её не «сушил» и не «накачивал». При этом она традиционно и объяснимо ниже, чем на региональных или федеральных выборах, в том числе потому, что у муниципальных кандидатов меньше ресурсов для эффективной агитации, а сами они менее известны избирателям.
Многое зависит от кандидатов, от того, насколько активно они ведут свои предвыборные кампании. При этом важно, чтобы эти кампании велись не только активно, но и правильно. Если просто заклеить своими плакатами все предвыборные стенды, то на них никто и не обратит внимания и явка будет низкой. Если же своими плакатами заклеить все двери в подъездах, то это вызовет у жильцов раздражение по поводу выборов, и явка снова будет низкой. Поэтому важно понимать, насколько эти предвыборные кампании понятны и интересны самим избирателям. Поэтому на одних округах явка была меньше 20%, а на других — почти 35%.
Как это всегда бывает, на любых довыборах явка намного меньше, чем на основных выборах, потому что к ним меньше интереса не только у избирателей, но и у потенциальных кандидатов. В отношении довыборов в Ростовскую гордуму я не раз слышал отзывы в стиле: «Зачем тратить деньги на то, чтобы всего год побыть депутатом?»
И хотя у областной и территориальных избирательных комиссий в целом была неплохая информационная кампания, но с учетом неэффективной предвыборной агитации самих кандидатов явка на выборах, особенно в Ростове, была невысокой.
Я живу в Октябрьском избирательном округе № 14, и ни один из предвыборных лозунгов ни одного из «моих» кандидатов не вызвал у меня ни интереса, ни желания пойти проголосовать. Все кандидаты писали «про себя любимых», а не про мои проблемы, не про проблемы моего двора или района. У себя во дворе я не видел ни одного кандидата, ни одного агитатора, никто не спросил моего мнения о том, что должен делать мой будущий депутат в городской думе. Для моих друзей и знакомых гораздо более интересными стали выборы в Москве или Петербурге, чем в их родных городах.
При этом каких-либо «всплесков» явки и прочих аномалий, которые бы свидетельствовали о фальсификациях на выборах, не было, как и многочисленных жалоб на действия избирательных комиссий или иных нарушений в ходе голосования и подведения его итогов, а те немногочисленные, что есть, имели технический характер и ни на что реально не влияли. Причем такой информации практически нет ни в СМИ, ни в соцсетях. Поэтому выборы прошли не только спокойно, но и честно, и законно.
Сегодня у большинства низкий интерес не только к выборам депутатов, но и к самой их деятельности. Даже в средствах массовой информации и в социальных сетях гораздо чаще и активнее обсуждают деятельность городских администраций, нежели городских дум. Чтобы изменить эту ситуацию, надо, как говорил в свое время мой начальник, «не только правильно работать, но и правильно рассказывать о полученных результатах». И только тогда можно будет надеяться, что выборы станут такой же неотъемлемой частью нашей сентябрьской жизни, как отправка детей в школу.
Алексей Синельников, политолог
— Для того, чтобы была высокая явка, в принципе, чтобы была явка, нужно, чтобы у людей был выбор, а у нас нет конкурентной политики. Вместе с тем сами граждане должны спросить у себя: «А какую политическую форму мы хотим иметь?» Мы, россияне, должны решить, каким путем мы хотим идти — по типу восточных деспотий как в Китае и Персии? Или мы хотим развиваться как европейское государство? В этом случае нужно признать политику неотъемлемой частью жизни, потому что еще Аристотель называл человека существом политическим — это наша антропологическая данность.
Сейчас в России наблюдается общая вялость населения и отсутствие мотивации. Это все привело к тому, что в стране перестали поддерживать такое позитивное качество, как гражданская доблесть. Но ведь сила страны — это сами граждане. Как в Спарте говорили: «Почему мы, спартанцы, не строим стены? Потому что мы и есть стены». Чтобы стать этими стенами, людям нужно стать активными, готовыми отстаивать свои убеждения.
Для того чтобы ситуация изменилась, нужно немедленно восстанавливать конкурентную политику, тогда и у людей появится интерес к выборам. Это единственный выход. И здесь не стоит ждать какого-либо социального взрыва — откуда ему взяться?