Несколько пациентов ковидного госпиталя при городской больнице № 20 задохнулись во время продолжительной паузы в снабжении медицинским кислородом, сообщил корреспонденту 161.RU высокопоставленный источник в системе здравоохранения Ростова-на-Дону. Два работающих в «красной» зоне сотрудника ГБ № 20 подтвердили, что пациенты, «которые еще могли продержаться», скончались, когда в перегруженном медучреждении не успели пополнить запасы газа.
По информации первого источника, во время отключения пять человек умерли в реанимации, а еще несколько — в общем отделении госпиталя.
— Кислорода [постоянно] не хватало, а 12 октября его не было два часа [подряд] на всех этажах. Даже те, у кого был кислород, как рыбы, которых выбросило из воды, жабрами ловили воздух, — уточнил источник в системе здравоохранения.
Работающий в «красной» зоне врач подтвердил 161.RU информацию о массовой гибели пациентов, отметив, что «это случилось примерно 11–12 октября». Медработник заявил, что больница осталась без кислорода из-за проблем со снабжением. При этом, по словам одного из врачей, большинство пациентов «в любом случае умерли бы» от осложнений, но как минимум троих можно было спасти.
В управлении здравоохранения Ростова-на-Дону редакции сообщили, что 12 октября в госпитале при ГБ № 20 умерли 13 пациентов, причина смерти которых «будет установлена по результатам патологоанатомической экспертизы». За предыдущие сутки там скончались 6 больных, а 14 октября — 5. Всего со дня открытия 5 мая и до 14 октября в госпитале при 20-й больнице умерли 274 пациента — на 12 октября пришлась 20-я часть всех смертей.
Опрошенные 161.RU медики отметили, что люди в ГБ № 20 уже умирали из-за дефицита медицинского кислорода. Сотрудники вынуждены постоянно перераспределять кислород между пациентами, снижать его концентрацию в смеси, временно отключать одних людей от системы, чтобы помочь наиболее тяжелым пациентам. По информации источников редакции, в день инцидента кислород закончился и в реанимации, и в общем отделении госпиталя.
— Многие без кислорода могут, если их перевернуть на живот и подождать, пока снова будет кислород. А если не прикручивать [подачу кислорода стабильным пациентам], в реанимации не хватает. А если в реанимации не хватает кислорода, то увозят в морг. Но чаще всего умирают сами от осложнений при ковиде, — отметил в комментарии врач из «красной» зоны.
Начальник регионального пресс-центра по мониторингу ситуации с коронавирусом Сергей Тюрин назвал фейком саму информацию о связанных с дефицитом медицинского кислорода смертях в городской больнице — сообщения о случившемся в ГБ № 20 начали появляться в соцсетях на прошлой неделе. При этом редакция спросила чиновника о ситуации в общем, а не о конкретном инциденте в октябре. В горздраве заявили, что информация о случае массовой гибели пациентов «не соответствует действительности».
7 октября пресс-служба правительства Ростовской области сообщила, что 24,5 миллиона рублей из регионального бюджета направят на закупку концентраторов кислорода для инфекционных отделений в Ростове — в больницах № 4, 6, 7 и 20.
— Существующие отделения не располагали стационарной кислородной сетью требуемой производительности, поэтому было принято решение приобрести кислородные концентраторы в качестве альтернативного и мобильного источника снабжения кислородом, — говорится в сообщении.
20 октября администрация Ростова внесла в гордуму проект изменений в бюджет, которые предусматривают выделение 24,5 миллиона на приобретение кислородных концентраторов. Тюрин заявил в комментарии 161.RU, что закупка не связана с дефицитом кислорода и «речь идет о дополнительных концентраторах».
По данным источников редакции, в горбольнице № 20 нет собственной станции по выработке кислорода — газ для ковидного госпиталя доставляют сжатым в баллонах. В сентябре 2020 года больница заключила 10-миллионный контракт с компанией «Оксиген», которая обязалась поставить медучреждению 23 тысячи кубометров кислорода.
В комментарии редакции бывший главврач областного перинатального центра Валерий Буштырев назвал такую систему наименее эффективной — лучше производить газ на месте или покупать сжиженный, чтобы всегда был запас. Буштырев потерял должность после конфликта с Минздравом и связывает случившееся с тем, что в 2018 году приобрел в медучреждение станцию по производству кислорода и перестал закупать газ у «Оксигена».
— Всё кроется только в деньгах, на здоровье и жизнь не обращают внимания, — утверждает Буштырев, которого редакция просила прокомментировать систему снабжения ростовских медучреждений кислородом, без ссылки на конкретный инцидент.
161.RU просит прокуратуру и СК проверить случившееся в ГБ № 20.