СК города Шахты четыре раза проводил процессуальную проверку и четырежды отказывал в возбуждении уголовного дела по поводу избиения кадета Алексея Маринца. Юрист семьи, защищающий права кадета, добившись личного приема в донском следкоме, получил ответ на обращение. Он считает, что дело намеренно затягивают в самом следственном отделе Шахт. Предыдущий следователь по делу был отстранен. Следком назначил нового в октябре 2024 года, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
Свое обращение защита Алексея Маринца направила заместителю регионального руководителя контрольно-следственного отдела — руководителю первого отделения СУ СК России Александру Стрижаку. В нем юристы напомнили, что с октября 2023 года в производстве следственного отдела Шахт находится материал проверки «по факту применения физической силы к кадету казачьего корпуса Алексею Маринцу со стороны должностных лиц учебного заведения».
Кадет Алексей Маринец утверждает, что его избил директор корпуса Виталий Бобыльченко. Несколько сотрудников учреждения, дети и родители подтвердили 161.RU, что кадета действительно могли избить, и рассказали о других случаях насилия в стенах учебного заведения. Следком начал проверку, но она ни к чему не привела. В декабре–январе они провели вторую доследственную проверку по статьям «Злоупотребление должностными полномочиями» и «Превышение должностных полномочий» в отношении Бобыльченко. В это время мы нашли других пострадавших кадетов и пообщались с сотрудниками корпуса — они рассказали о случаях морального и физического насилия, которые годами замалчивались в ШККК. Но до сих пор никого не наказали.
— В своем обращении мы подчеркнули, что кадет Маринец в тот же день обратился в травмпункт. Там были зафиксированы «перелом основания фаланги 5-го пальца правой кисти без смещения, ушиб мягких тканей грудной клетки слева, ушиб мягких тканей головы, а также посттравматическая нестабильность шейного отдела позвоночника». Он прошел судебно-медицинское освидетельствование, экспертом был установлен вред здоровью средней тяжести, — рассказал корреспонденту 161.RU один из защитников. — С момента регистрации сообщения о преступлении и начала проверки прошел уже год, за который было вынесено 4 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Все они отменялись руководством следственного отдела как необоснованные.
Представитель защиты также написал, что с мая 2024 года Алексей Маринец и его представители не уведомлялись о вынесенных процессуальных решениях, копии решений им не направлялись. Юрист изложил в обращении, что до сих пор не проведен ряд действий, которые могли бы помочь установить обстоятельства возможного должностного преступления в отношении кадета.
— Судебно-медицинская экспертиза была проведена без учета всех имеющихся медицинских документов, следователем не истребованы и не приобщены все необходимые документы из медицинских учреждений, в которые обращался Алексей Маринец. До сих пор не проведены психофизиологические исследования с применением полиграфа в отношении директора корпуса Виталия Бобыльченко и его заместителя Ирины Чертовой, хотя их согласие на прохождение ПФИ было получено еще 16 января 2024 года, — сообщил в обращении к СК юрист семьи.
Кроме того, он напомнил, что следователь не изъял и не приобщил к материалам проверки записи камер видеонаблюдения из ШККК за 27 октября 2023 года. А сама проверка проводится крайней неэффективно, считает защитник.
— Руководство следственного отдела не предприняло надлежащие меры по контролю за качеством работы своих подчиненных. Следователь, проводивший доследственную проверку, прямо проигнорировал то, что одноклассники Маринца видели, как Бобыльченко наносил ему удары. В ходе дополнительных проверок так и не устранены противоречивые показания Виталия Бобыльченко и Ирины Чертовой с одной стороны и учащегося — с другой, притом что кадет видел, как директор бьет Алексея. Опросы Бобыльченко и Чертовой идентичны друг другу в формулировках и целых предложениях, что невозможно при опросе лиц отдельно при фиксировании следователем прямой речи опрашиваемого, — говорится в обращении юриста.
Виталий Бобыльченко возглавляет Шахтинский казачий кадетский корпус с 2007 года. Являлся атаманом Всевеликого войска Донского с 2020 по 2022 год и оставил пост с формулировкой «по состоянию здоровья». При этом в казачьем кругу в 2021 году руководитель Всероссийского казачьего общества Николай Долуда раскритиковал Бобыльченко, а почти половина донских казаков — участников отчетного круга оказались не удовлетворены своим атаманом. На сайте Шахтинской администрации говорится, что казачий полковник Бобыльченко «зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны» в деле возрождения казачества.
Защита настаивает, что доследственная проверка по заявлению о преступлении проводится необъективно, игнорируется нарушение прав несовершеннолетнего Маринца, а следствие опирается только на показания должностных лиц учебного заведения. В Следственном комитете направили ответ на обращение, из которого вытекает, что проверка вновь проводится, но в какие сроки будет принято решение — неясно.
— 13 ноября 2023 года зарегистрирован материал по заявлению Ивана Маринца о причинении телесных повреждений его несовершеннолетнему сыну Алексею Маринцу на территории казачьего кадетского корпуса. Была организована проверка, после чего следователь шахтинского следственного отдела принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях директора Виталия Бобыльченко признаков состава преступлений. <…> 22 ноября 2024 года решение было отменено, а материал возвращен следователю для проведения дополнительных проверочных мероприятий. Сейчас они проводятся и направлены на установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии со статьей 73 УПК РФ. По результатам проверки действиям должностных лиц шахтинского казачьего кадетского корпуса будет дана надлежащая уголовно-правовая оценка.
Кроме того, в донском следкоме сообщили, что «по факту длительного непринятия законного и обоснованного процессуального решения по материалу должностные лица следственного отдела города Шахты предупреждены о возможном принятии по отношению к ним мер ведомственного характера». Защита семьи Маринец не понимает, почему именно такая формулировка в части оценки работы следователей в Шахтах.
— То есть нам сообщают, что «мы не наказали, а им сообщили только об этом». Для нас это странно. Учитывая волокиту по данному материалу проверки, мы намерены добиваться передачи материалов проверки на вышестоящий уровень и продолжим требовать возбуждения уголовного дела, — рассказал юрист. — Следователи СК из Шахт за 16 месяцев не добились очевидного прогресса в деле, однако никто, несмотря на очевидную волокиту, до настоящего времени не понес даже дисциплинарной ответственности.