С субботы в Ростовской области горит нефтебаза. Склады загорелись в Пролетарске в ночь на 18 августа после минимум двух атак БПЛА и горят до сих пор. Пострадали десятки спасателей, в районе ввели режим ЧС. При этом власти очень неохотно рассказывают о происходящем. Гневная колонка корреспондента 161.RU Александры Шевченко — об этом.
Это история про высокомерное, снисходительно-пренебрежительное, но такое родное «знать не положено». В Пролетарске ЧП, которого как будто нет.
19 августа тушили серьезный пожар. И даже не один. В Стерлитамаке вспыхнул газопровод. В Самаре — лакокрасочные склады. В Тыве загорелся лес. Я это знаю из канала МЧС России. Я читала его и ждала: «Когда же, когда же напишут про Пролетарск?» ЧП-то даже уже не регионального масштаба. Но газопровод отбили, склады потушили, спасли щенка в Горно-Алтайске, нашли пропавших грибников, а про Пролетарск до сих пор ни слова. Регионалы тоже стыдливо отмалчиваются и делают вид, что не замечают вопросов журналистов.
Под вечер 19 августа эсэмэмщики СК РФ упомянули о Пролетарске в двух строчках: «Также будут установлены обстоятельства атак ВФУ на промышленные склады в Ростовской области». Ничего о сложном пожаре, взрывах, большом числе пострадавших. Вскользь, будто ничего особенного — просто в дополнение к остальным бедам, которые произошли в регионах за день.
В главных новостях страны — по Первому каналу — не сочли нужным рассказать о ЧП в Ростовской области. Те, кто смотрит телевизор, подскажите, а другие федеральные каналы что-то говорили о Пролетарске? Надеюсь, да.
В телеграм-канале регионального правительства — так. «Волонтеры из Батайска отправляют помощь в зону СВО», «Гуманитарный казачий конвой отправился в Курскую область». Пишут о фестивале сельского туризма, службе по контракту, лидерах Дона и детском ожирении. Вспомнили о наступлении при Халхин-Голе, Гумбинненском сражении и дате основания Всевеликого войска донского. Несколько раз мелькнули репосты из канала губернатора Голубева о горящей нефтебазе. Мелькнули — и затерялись в потоке хороших новостей. А в это время жители Пролетарска со скоростью молнии скупали из аптек обезболы и противоожоговые, собирали деньги и кровати, готовили еду для бьющихся в пекле пожарных. Об этих людях и самих спасателях власти не написали ни слова. Да и пять постов от губернатора за три дня — разве этого достаточно? Кстати, с вечера понедельника до сих пор не было ни одного внятного официального обновления по происходящему. А ведь за эти часы, скорее всего, изменилось немало.
Над городом висит густой черный дым, который виден на сотню километров. Вечером его начало утягивать в сторону соседнего Орловского района. Люди переживают: «Мы сможем дышать?» А региональный Роспотребнадзор, который два месяца назад без проблем комментировал горящий «Азовпродукт», дал утешительный прогноз лишь на третьи сутки.
Кажется, лишь в местной администрации пытались хоть как-то информировать людей. Но пост о пострадавших пришлось отредактировать, а пост о сборе гумпомощи — удалить. Правда, говорят, что собрали всё и даже больше — а сообщение снесли, чтобы люди не несли лишнего.
При этом жителей просят не паниковать и сохранять спокойствие. Напоминаю, что один из мощнейших факторов страха — это неизвестность. Если кто-то не заметил, то позиция «Да, всё выглядит как катастрофа, но вы нам верьте» не работает. Совсем. Даже с теми, кто считает, что «наверху виднее».
О них отдельный разговор. Обращаюсь к тем, кто нервничает: «Зачем вы пишете/говорите/снимаете?! Хохлы же узнают/узнали/смеются/пишут в своих телеграм-каналах». Я вас удивлю, но, кажется, «хохлы» и о «Кавказе», и о пожаре узнали раньше нас с вами. Ничего нового они не увидят. Меня в целом поражает такая готовность самим отказаться от права знать и желание заставить это сделать окружающих — в пользу эфемерного «наверху виднее».
Если там «виднее», то откуда столько пострадавших? 41 спасатель обратился за медпомощью — и это почти сутки назад. Вероятно, теперь их больше. В местной ЦРБ под вечер понедельника был аврал. Это как вообще возможно? На базе не было системы тушения? Она была, но не сработала? Почему спасателей заставили тушить то, что в тот момент потушить было невозможно? Или возможно? Тогда почему не потушили? Почему самолеты направили только сейчас?
Я не права? Возможно. Мои вопросы глупые? Может быть. Я не эксперт. А еще этими вопросами задаюсь не я одна — нас несколько миллионов жителей Ростовской области. Не хотите паники, слухов, пересудов, догадок — говорите с людьми, объясняйте, не забывайте о них. Во-первых, мы вправе знать. Во-вторых, вы обязаны объяснять. Хотя, вероятно, об этом многие забыли. В-третьих, вы столько бюджетных денег тратите на собственный пиар — так потратьте их с пользой.
Я вчера услышала десятки «мы ничего не скажем», «нет официальной информации», «без комментариев». Неужели это самое главное? Неужели страх получить по шапке важнее, чем переполненная ЦРБ, чем десятки скорых с обгоревшими спасателями, чем паникующие и считающие, что их бросили, жители? Такой формализм на фоне такого ЧП — это провал.