30 мая в Ростове во время детских соревнований на Гребном канале произошла трагедия. Из-за ветра перевернулась трибуна со зрителями и спрятавшимися от ливня игроками: 36 человек получили травмы, одна женщина погибла. Случившееся кажется следствием сразу нескольких роковых решений — разбираем главные вопросы о трагедии.
После трагедии в больнице остаются 19 детей и 7 взрослых. Одного мальчика перевезли в Москву. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Халатность». Кроме того, с 31 мая из-за штормового предупреждения, действующего с начала недели, в Ростове начали отменять уличные мероприятия.
Почему соревнования не перенесли?
На новом футбольном поле Гребного канала проходили соревнования памяти заслуженного тренера Владимира Гаврилова. Играли детские команды Ростова и Батайска. Несмотря на штормовое предупреждение, отменять игру не стали. Почему?
— Погода была нормальная, ничего не предвещало... Матч начался, и внезапно налетел шквал, — заявил после трагедии министр спорта Ростовской области Самвел Аракелян.
То же самое сказал корреспонденту 161.RU в телефонном разговоре сотрудник областной федерации футбола.
— Погода была нормальная. Первый тайм провели, солнце светило. Второй тайм начали, пошел дождь. Дети побежали, судья прекратил матч, спрятались под навес. Дуновение, порыв ветра — и всё завалилось. Это было мгновенно, никто даже не понял, как это всё произошло.
Чиновники повторяют, что не было причин отменять матч. Вот только штормовое предупреждение в Ростове объявили за сутки до игры, в день трагедии оно действовало: синоптики обещали сильный ливень с градом и шквалистым ветром.
Решение провести матч именно в этот день в федерации футбола объяснили календарным планом, где соревнования назначены на май. Перенос состязаний на июнь стал бы «целой проблемой».
— Легко не перенести: 150 подписей надо собрать, чтобы что-то сделать. У нас в календарном плане стоит май — мы его строго выполнили, — сотрудник федерации.
Откуда там трибуна?
По словам Самвела Аракеляна, злополучную трибуну купили в 2021 году, когда строили футбольное поле.
— Она передвижная, переносная. Трибуна изготовлена по всем ГОСТам, — уверял министр после трагедии.
Футбольное поле принадлежит спортшколе олимпийского резерва (СШОР) № 5. Судя по данным госзакупок, скорее всего, стадион в разное время обустраивали разные компании.
Сначала — в 2021-м — спортшкола купила несколько трибун. Что это были за трибуны, кто их поставил и когда — неясно. На «РТС-Тендер» информация об этом указана без подробностей. Тогда же купили несколько ворот для футбола и мини-футбола.
В том же году осенью с предпринимателем Никитой Буряко заключили контракт на поставку спортоборудования, покрытий и тренажеров стоимостью 4,6 миллиона рублей. В списке была и пятирядная трибуна на 100 мест.
В течение 2022 года СШОР № 5 заключила еще два контракта на поставку пятирядных сборно-разборных трибун с навесом: одна стоила 716 тысяч, а вторая — 1,6 миллиона рублей. Куда в итоге поставили все купленные за эти два года трибуны, неизвестно — конкретные места ни в одной из закупок не указаны.
Финальным штрихом стало благоустройство от группы компаний «Мегаполис», получившей в 2022 году контракт на 44 миллиона рублей. Подрядчик облагородил и огородил территорию, установил освещение, оборудовал дорожки. В разговоре с корреспондентом 161.RU представитель ГК «Мегаполис» открестился от спортивного обустройства объекта, в частности от установки трибун и подготовки поля.
Нужно ли закреплять трибуну?
— Она не предусматривает закрепление по сертификату, — уверял министр Аракелян.
Однако, по словам представителя компании «СПМ — Сервис», которая поставляла трибуны спортшколе в 2022-м, пятирядная конструкция с навесом в любом случае должна быть закреплена.
— [Трибуны] с навесом, конечно, предполагают [закрепление], — отметил представитель подрядчика в разговоре с корреспондентом 161.RU. — Это прописано в регламентах, в ГОСТах, СНИПах. Есть такое понятие, как «парусность». Есть разные навесы: арочные и прямые. На арочных парусности не бывает, но на прямых она есть.
Он добавил, что в случае с трибуной на Гребном канале речь идет о прямом навесе. По словам эксперта, при конструировании таких трибун надо учитывать и закладывать определенный материал. В случае с упавшей трибуной «профилек был тоненький».
— Мы видели видео, где ребята, которые от дождя прятались, залезли на заднее ограждение. И под их весом, соответственно… Они нарушили, так скажем, технику безопасности эксплуатации трибуны. То есть залезать на ограждение ни в коем случае нельзя, — считает подрядчик.
В федерации футбола, организовавшей соревнования, решение игроков и болельщиков спрятаться от ливня именно под навесом объяснили просто — раздевалки слишком далеко от поля.
— Каждый заказчик прописывает техзадание, где указывает, что необходимо сделать. Мы всегда действуем в этих рамках. То, что за рамками, не выполняем — можем только рекомендовать... — отметил наш собеседник. — Мы всем даем рекомендации, прописываем необходимые критерии: какая должна быть площадка и как трибуна должна устанавливаться.
Вопросы без ответа
Как именно помогут пострадавшим и семье погибшей женщины?
Проверят ли другие спортобъекты, чтобы избежать повторения трагедии?
Есть ли у СШОР № 5 документ об обязательной сертификации футбольной площадки, на которой проходили соревнования? И почему этот документ не предоставили в областную федерацию футбола?
Кто конкретно принял решение играть матч в условиях штормового предупреждения?
Пресс-конференцию или брифинг, на котором можно было получить ответы, областные власти проводить не стали. Поэтому редакция 161.RU направила эти вопросы областному правительству, Минспорта, администрации Ростова и спортшколе олимпийского резерва № 5.