В конце 2020 года бойцы ОМОНа ворвались в два ростовских автосалона. По версии следствия, менеджеры заставляли клиентов покупать автомобили в кредит по завышенным ценам. Сейчас в деле около 230 пострадавших, но расследование затормозило. Некоторые потерпевшие уверены, что в полиции дело «спускают на тормозах». Корреспондент 161.RU Александра Шевченко рассказывает, какие вопросы есть к следствию.
«Не выйдешь, пока не подпишешь»
2018 год, мартовское утро. Николай Глазко вместе с 17-летней дочерью приезжает в Ростов за автомобилем. В салоне «Модус» на Каширской их встречают радушно.
— Как автомобиль посмотреть? — спрашивает Николай.
— Сейчас его привезут, — отвечает менеджер.
— Сколько стоит?
— 600 [тысяч рублей].
— У меня 200 [с собой] есть.
— Давайте оформлять кредит.
Вторая менеджер в этот момент протягивает ему бумаги и предупреждает:
— Позвоните в банк и скажите, что нужен кредит на 1,1–1,2 миллиона.
— Это просто чтобы дали [кредит]. Иначе не дадут, — вспоминает Николай ответ ее коллеги.
В 10:00 того дня банк одобрил заявку. Глазко отдал 160 тысяч рублей задатка менеджеру и стал ждать машину. Спустя время его вызвали в небольшую комнату без окон и усадили за стол. Напротив сел мужчина, еще двое встали у дверей.
— Такой машины не будет, берите другую, — произнес тот, что сидел за столом.
— Как это? Я же вам заказал «Рено-Логан», — сказал Николай, попытавшись выйти.
— Не выйдешь отсюда, пока не подпишешь кредит, — произнес один из них.
— Верните деньги!
— Их уже отправили в Москву, езжай тогда туда.
Глазко не выпускали два часа. Оставшаяся в зале дочь волновалась и пыталась дозвониться отцу. Позже начались звонки от супруги. Николая всё держали внутри.
Когда мужчина сдался, его повели смотреть другие автомобили. Сначала предложили «Ладу-Весту», потом — подержанный «Рено».
«Можно сейчас убежать… Да куда ж я побегу? Дочь там сидит»
В итоге мужчина согласился на «Весту». Она обошлась ему в 1,2 миллиона кредита под огромный процент. Глазко вынудили подписать мировое соглашение, по которому тот отказывался от всех претензий, лишился права подавать иски и рассказывать о том, как прошла сделка.
Николая с дочерью продержали в салоне больше восьми часов. Они вернулись домой, а вечером на следующий день мужчине вызвали скорую. У него начались проблемы с сердцем, а в семье наступил разлад.
230 потерпевших
Только по официальным данным, жертвами такой схемы в Ростовской области стали около 230 человек. Скорее всего, пострадавших намного больше. Они до сих пор выплачивают навязанные кредиты. Ростовчанин Максим Гуцол тоже пострадал от мошенников. Его история очень напоминает случай Николая Глазко, только произошла в 2020 году в автосалоне на проспекте Шолохова.
Как и Николая, Максима до вечера держали в салоне, вынудили внести предоплату и подписать множество непонятных бумаг. При попытке мужчины отказаться от сделки ему сказали, что он будет обязан заплатить салону компенсацию.
― Меня увели подписывать пакет документов. Там были странные суммы страховок, поэтому хотел отказаться. Но на меня давили, [говорили], что у банка такие условия. Убедили, что могу отказаться от страховок после двух платежей. Но когда я попытался так сделать, оказалось, что это обман, — рассказал Гуцол корреспонденту 161.RU.
Ростовчанина заставили подписать договор о неразглашении и сказать на видео, что претензий к салону не имеет. Сейчас мужчина вынужден отдавать 80% зарплаты в счет кредита.
Суд, облавы, задержания
Через три года после произошедшего Николаю Глазко удалось выиграть гражданский суд против салона. Пока он единственный, кто отсудил у продавцов автомобилей значительную сумму — миллион рублей компенсации:
за разницу между реальной ценой автомобиля и тем, сколько за него заплатил Глазко;
за моральный вред;
за навязанные дополнительные услуги;
за расходы на оплату адвоката.
Но эти деньги мужчине не выплатили и, скорее всего, не выплатят, уверен сам Глазко.
Что касается уголовного дела, то, по словам мужчины, сначала потерпевшим отказывали в его возбуждении «из-за отсутствия состава преступления». Кому-то даже говорили: «Сами виноваты — сами подписали». Расследование началось только после того, как на ситуацию обратили внимание СМИ и депутаты. Тогда стало ясно, что пострадавших не единицы или десятки, а сотни.
В октябре 2020 года в автосалонах на Каширской и Шолохова прошли облавы. Менеджеров задержали за мошенничество. Сейчас в деле 12 подозреваемых, каждому из которых грозит до десяти лет колонии.
За полтора года в деле сменилось восемь следователей, потерпевшим периодически поступают угрозы. Некоторые жалуются, что им «урезали сумму ущерба». О том, на какой стадии дело, потерпевшие не знают, но многие уверены, что есть силы, которые тормозят расследование.
― Все документы забрала следователь, которую мы долго не могли найти: никто не знает, кто этим занимается. Следователи со мной больше не связывались. На мои звонки не отвечают, — рассказал 161.RU один из потерпевших. Другие подтвердили его слова.
Дело ведет Главное следственное управление ГУ МВД по Ростовской области. Редакция 161.RU попросила представителей полиции прокомментировать ход расследования. Но в пресс-службе ГУ МВД ответили, что не могут разглашать данные следствия.
Дело на 200 томов
Сторону потерпевших в деле представляет ростовский адвокат Максим Зубарев. В разговоре с корреспондентом 161.RU он заявил, что не видит намеренного затягивания.
— Дело большое, поэтому всё так долго. У меня не сложилось впечатления, что следователи каким-то образом затягивают. Общаюсь со следователем. По срокам ориентируют.
Что касается отказов в возбуждении уголовного дела и ответов в духе «сами виноваты», адвокат считает, что поначалу в полиции действительно могли воспринять ситуацию как произошедшую исключительно в гражданско-правовом поле.
— Если один человек пришел и сказал: «Меня вынудили», то, скорее всего, ему не поверят, потому что [есть] договоры, мировые соглашения, иные документы, которые человек подписал сам. Первоначально сотрудники полиции исходили из этого. А вот когда в таких делах появляется массовость, это говорит о системности. На мой взгляд, в действиях [менеджеров] усматривается состав преступления, а там дальше суд будет решать и давать квалификацию действиям.
«Урезания ущербов» Максим Зубарев тоже не видит. Он считает, что просто изначально следователи в сумму ущерба включили и дополнительные услуги, и обслуживание, и многое другое. А на самом деле ущербом может считаться разница между стоимостью автомобиля на рынке и той суммой, за которую его продали потерпевшему.
― В любом случае люди смогут заявлять гражданские иски с любыми суммами. Туда и моральный вред будут включать, — добавил юрист.
По его словам, в суд дело передадут не скоро — когда именно, станет ясно не раньше весны. Кроме того, на это влияет и время, которое обвиняемые потратят на ознакомление с материалами дела. Уже сейчас в нем 200 томов, говорит юрист.
― С судом еще такой вопрос: как организовать заседания с таким большим числом потерпевших? Их же всех допросить надо. Каждый потерпевший как минимум один раз должен прийти дать показания. Будем разбираться.
Что делать, если вы попали в такую ситуацию?
Первое. Если вас не выпускают из салона, звоните в полицию по номеру 102. Все звонки фиксируются. На вызов приедет наряд. Он как минимум должен принять объяснения по факту звонка.
— Я думаю, в присутствии полицейских представители автосалона, скорее всего, будут вести себя по-другому. Незаконное удержание человека недопустимо. Поэтому надо сразу обращаться непосредственно в правоохранительные органы. Иного поведения в такой ситуации я не могу порекомендовать, — говорит адвокат Зубарев.
Второе. Если все-таки подписали все бумаги, всё равно обращайтесь в полицию или напишите претензию.
— Хотя у нас по закону не всегда можно подписать документ, а завтра прийти сказать: «Я передумал». Подписание договора порождает обязанности для человека и наделяет его правами. Поэтому надо читать внимательно документы, прежде чем их подписывать. Люди почему-то формально относятся к договорам. А в них зачастую всё написано. В конце концов, можно сфотографировать пустой договор, попросить время подумать и пойти домой или на консультацию к адвокату. Не стесняйтесь, вы свои деньги приносите, это ваше право — ознакомиться и понять.
Жертвы — не только в Ростове
От подобных автосалонов пострадали не только жители Ростовской области — жертвы есть и в других регионах. Наши коллеги из E1.RU осенью опубликовали расследование о мошенничестве под видом продажи автомобилей.
В первой части расследования говорится о целой империи автосалонов-мошенников, описана схема их работы и даны советы, как не попасться на их удочку.
Во второй части авторы расследования рассказывают, кто за всем этим стоит.