Российская команда танкера Mubariz Ibrahimov в июне застряла в порту Стамбула из-за долгов турецкой компании Palmali, которой принадлежит судно. Экипаж оказался в заложниках — им нельзя сходить на землю. Капитан танкера Алексей Коротков рассказал 161.RU, какую помощь получают моряки и почему они не могут вернуться домой — в Ростовскую область и Азербайджан.
Танкер задержали по просьбе Министерства транспорта Мальты, под флагом которой он ходит. Судно не выйдет из порта, пока его владелец не погасит долги по заработной плате. Долг достиг 220 тысяч долларов — сумма копилась с ноября 2019 года и весь 2020 год.
На корабле находится 10 человек: семь моряков из Ростовской области (Азов, Константиновск, Семикаракорск, Шахты) и трое — из Азербайджана. Они вывесили за борт плакат с надписью SOS. No salary, Hostages («SOS. Нет зарплаты, заложники». — Прим. ред.).
Турецкие власти не отпускают судно с рейда. Морякам покидать борт нельзя — это будет считаться нелегальным пересечением государственной границы. Чтобы легально сойти с борта, нужно оформить разрешение на въезд в Турцию для последующего транзита, которое морякам пока не дают. Также власти Турции считают, что без экипажа на борту танкер может представлять опасность.
— Грубо говоря, если экипаж сядет на шлюпку и уплывет, ему грозит как минимум штраф и принудительная депортация. И потом они не смогут снова пересечь границы Турции, — объяснил Алексей Коротков. — А мне как капитану может грозить уголовная ответственность за оставление судна. По правилам, турецкие власти должны завести танкер в порт на стоянку. Тогда его можно будет покинуть. Но Турция не хочет брать на себя эту ответственность.
Моряки уже потребовали замену, чтобы самим вернуться домой и не оставить танкер без экипажа. Этот вопрос тоже не решен. В той же ситуации оказались моряки с теплоходов Lerik и Bakhtiyar Vahabzade — других судов компании Palmali.
На танкере постоянные перебои с провизией и топливом. 11 октября морякам в последний раз привезли еду — ее, по оценке капитана, хватит примерно до следующего понедельника. Это помощь от Palmali через агентские компании. Для разнообразия рациона моряки ловят рыбу с борта.
Состояние здоровья экипажа, по словам капитана, не катастрофическое, но, например, 60-летний боцман жалуется на самочувствие — у него хронические болезни.
Сегодня, 15 октября, Алексею Короткову звонил консул РФ в Стамбуле и заверил, «что их вопросом занимаются». Но, как добавил капитан, то же дипломаты говорили месяц назад.
В пресс-службе Российского профсоюза моряков уточнили, что компания обещает морякам скорую выплату долгов по зарплате и вскоре теплоходы вновь будут работать. Но суда задержаны в разных портах, а экипажам должны по 150–200 тысяч долларов, так что «это представляется маловероятным». По словам заместителя председателя профсоюза Вадима Иванова, члены экипажа и страховая компания собираются обращаться в суд — он может арестовать корабли, но для заблокированного на борту экипажа это выгодно.
— В этом случае их должны переместить на безопасные причалы, и в ответе за них будет капитания порта. Тогда моряки смогут получить часть зарплаты, репатриироваться и уже дома ожидать выплаты остальной части задолженности, — рассказал Вадим Иванов.
Редакция 161.RU обратилась с официальным запросом в МИД РФ, но на момент публикации ответ не получила.
Летом 2018 года с судами Palmali была похожая ситуация. Тогда не выплатили зарплаты экипажам сразу четырех кораблей, и шесть моряков объявили голодовку. Правда, суда никто не задерживал.
Долги — это не единственная проблема Palmali. 15 марта 2020 года владельца компании Мубариза Мансимова арестовали по подозрению в связях с террористами. Дела у дочерней компании «Палмали», зарегистрированной в Ростове, ненамного лучше — в 2018 году её признали банкротом.
Весной 2019 года теплоход Streamline тоже простоял несколько месяцев у берегов Стамбула. Причина такая же — невыплата заработной платы экипажу. Мы публиковали интервью с капитаном корабля Бахманом Багировым, где он подробно рассказал об этой истории.