Здоровье Паспорт дополнят графой о донорстве органов

Паспорт дополнят графой о донорстве органов

Отметка о согласии гражданина стать донором органов после смерти может появиться в российских паспортах и водительских удостоверениях. Законопроект об этом находится на рассмотрении в Госдуме. По мнению авторов инициативы, закон поможет решить массу проблем, связанных с трансплантацией органов в России, и спасет тысячи жизней. Однако медики относятся к затее скептически.

В своих рассуждениях парламентарии, как всегда, ссылаются на зарубежный опыт. В качестве примера приводятся страны ЕС и некоторые американские штаты, в которых «совершеннолетние граждане в обязательном порядке фиксируют свое согласие в водительских правах или в страховом свидетельстве, где для этого имеется специальная графа». Правда название стран и штатов не сообщается.

Пальма первенства по донорству органов в Европе принадлежит Испании. На каждый миллион жителей этой страны в среднем приходится 31 донор. В США этот показатель варьируется в пределах от 15 до 20 доноров на миллион населения. В России лишь пять человек из миллиона согласны расстаться со своими органами после смерти. При этом один донор может спасти жизнь 6-7 человек.

Поднимается и наболевшая тема низкой обеспеченности российских больниц донорскими органами. Так, в 2013 году в России было проведено почти 1500 пересадок – в двое больше, чем в 2006. Однако это капля в море, потому что трансплантация органов ежегодно требуется 9000 больных. Из-за такого несоответствия между потребностями и возможностями летальность среди пациентов, которые дожидаются пересадки, достигает 60%. Для сравнения в США только 6% больных умирают,так и не дождавшись органа на замену.

При этом в России, в отличие от большинства западных стран, действует презумпция согласия. То есть каждый совершеннолетний пациент, скончавшийся в больнице, априори является донором органов. Однако на практике эта законодательная норма не работает.

«Врачи по-прежнему склонны обращаться за согласием к родственникам потенциального донора, что занимает много времени и часто приводит к отрицательным результатам, – отмечает инициатор законопроекта, сенатор Антон Беляков. – С другой стороны, действуя в соответствии с законодательными нормами, то есть, руководствуясь презумпцией согласия для посмертного донорства, врачи часто сталкиваются с последующими судебными исками родственников умершего, несогласных в силу различных причин с проведенным изъятием органов для пересадки. И хотя закон оказывается на стороне врачей, угроза такого развития событий является дополнительным отрицательным фактором в работе медицинских организаций по посмертному забору органов».

Из этого авторы документа делают вывод, что от «презумпции согласия» следует отказаться в пользу более разумной стратегии «информированного согласия», которая действует в большинстве развитых стран.

«В США, Великобритании, Дании, Швеции для изъятия органов у трупа законодательно закреплена «презумпция несогласия», то есть внутренние органы после смерти можно изъять только в случае наличия прижизненного согласия самого человека, – продолжает г-н Беляков. – Тем не менее, в этих странах посмертное донорство развито намного лучше, чем в Российской Федерации. Одной из причин этого является оптимизация самой процедуры получения согласия или точнее информирования об отсутствии "несогласия"».

По сути, сенатор предлагает тоже самое, что ранее предлагали в Минздраве, то есть спросить человека еще при жизни, хочет ли он быть донором органов после своей смерти. Такое согласие, равно как и несогласие, гражданин должен подтвердить письменным заявлением, которое заверяет его нотариус, либо руководитель медицинской организации, в которой составлялось такое заявление.

«Сведения о согласии лица на изъятие его органов или тканей для трансплантации могут фиксироваться в основных документах гражданина, перечень которых будет определен правительством. Такими документами могут стать паспорт, водительские права или универсальная электронная карта. Подобная практика позволит создать электронную базу данных потенциальных доноров, с помощью которой необходимые сведения о донорах будут доступны на всей территории России и предоставляться в кратчайшие сроки», – уверены законотворцы.

Врачи в целом поддерживают парламентариев в их инициативе, однако появление в паспорте дополнительной графы вызывает у них сомнения.

«Согласие или несогласие стать посмертным донором органов – это личное дело каждого и должно быть строго конфиденциальной информацией, – считает активист движения «За достойную медицину» кардиолог Михаил Григорьев. – Паспорт и водительские права я предъявляю сотням различных чиновников, которым совсем не обязательно знать о моем намерении стать донором органов. Кроме того, находясь в таком «открытом доступе», эта информация может попасть не в те руки, и кто знает, как эти руки ей воспользуются. Для врачей вполне достаточно будет отметки в истории болезни или электронной карте пациента о его согласии на изъятие органов, а большего не требуется».

Напомним, в разработанном Минздравом, но пока не вступившем в силу, законе о донорстве органов указано, что еще при жизни россияне смогут сообщить о готовности в случае смерти стать донорами. Более того, в нем указывается о недопустимости пересадки органов для тех граждан, кто сознательно отказался быть донором для другого человека. Однако в законе не прописано, в каких документах будет зафиксирована информация о готовности человека стать посмертным донором органов.

Фото: Фото с сайта Medportal.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
33
ТОП 5
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
«Юг звучит новыми голосами»: какие литературные события произошли в Ростове в 2024-ом
Наталья Нагорянская
Мнение
«Я не зря получила с боем мандат»: депутат гордумы Ростова рассказала, чем запомнился год, и подвела итоги
Наталья Оськина
Мнение
Делайте так и будете стройняшкой. Нутрициолог — о том, как не наесть лишние килограммы за Новый год
Марина Лубешко
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления