Город мнение «Состояние разное, но не аварийное»: ростовская активистка — о ремонте мозаик в переходах

«Состояние разное, но не аварийное»: ростовская активистка — о ремонте мозаик в переходах

Общественница Елена Хатламаджиян рассказала, почему опасно закрывать их ларьками

Мозаики — это объект культурного наследия, доступ к ним ограничивать нельзя
Источник:

В Ростове все четыре подземных перехода с уникальными мозаичными панно стали объектами культурного наследия. Сейчас таковыми считаются переходы на пересечении Кировского и Большой Садовой, Ворошиловского и Садовой, Буденновского и Садовой, Буденновского и Московской. В обществе охраны памятников и в управлении по ремонту искусственных сооружений корреспонденту 161.RU объяснили ранее, что мозаики рушатся давно, но рассказать, кто должен стать инициатором реконструкции и за чей счет она будет проходить, не смогли. Ростовская общественница Елена Хатламаджиян, которая много лет занимается сохранением панно в переходах, ответила на эти вопросы.

На днях таковыми признали переходы на пересечении проспекта Ворошиловского и улицы Большой Садовой, а также проспекта Буденновского и Садовой объявили объектами культурного наследия. До этого такой статус получили переходы на пересечении улицы Московской и Буденновского проспекта, а также Кировского проспекта и улицы Садовой. То есть теперь все четыре перехода с мозаиками состоят под охраной государства.

Объектом наследия признали весь переход, потому что мозаики — это «декор, неотделимый от стены». Признать таковым одни только стены не могут, поэтому статус придали всему подземному переходу. Но предметом охраны фактически являются сами мозаики.

Это прежде всего означает, что ремонт там теперь нельзя проводить просто так, как проводили его в переходе на Ворошиловском — Садовой перед чемпионатом мира по футболу. Тогда проект нигде не обсуждался и ни с кем не согласовывался. Работы обещали выполнить одним образом, а в итоге сделали всё по-другому.

Прежде всего необходимо оценить состояние мозаик. Во всех переходах оно разное, но не аварийное, хотя все панно в той или иной степени разрушаются. Произошло это не сейчас. Но почему-то до последнего времени ростовчан это не беспокоило.

На Буденновском — Садовой отошел большой кусок панно, на котором изображен бой батареи Оганова. Отошел и кусок мозаики в переходе на Московской — Буденновском. Лучше всего сейчас выглядят мозаики на Ворошиловском — Садовой, потому что там нет просадки и нет подтеков. Кроме этого, большой вред наносят ларьки, расположенные в подземных переходах. Так, на Буденновском — Московской ларьками испортили панно с картой генерального плана Ростова.

Из-за ларьков нарушается воздухо-влажностный режим, это ухудшает состояние мозаичных панно. Открытые мозаики находятся в гораздо лучшем состоянии, чем закрытые. Хотя когда вообще возник этот вопрос, арендаторы доказывали обратное, говорили, что если убрать ларьки, то мозаика осыпется, потому что «ларьки ее поддерживают».

На самом деле, во-первых, к объекту культурного наследия должен быть обеспечен круглосуточный доступ. Во-вторых, установка киосков в подземных переходах вообще недопустима, хотя бы с точки зрения норм пожарной безопасности. Но когда общественники подняли этот вопрос, нас тут же начали обвинять в том, что мы выступаем против торговли. Поэтому пошли на компромисс и сейчас просим просто открыть панно.

Мозаика в переходе на Московской — Буденновском. Там все панно посвящены флоре и фауне Ростовской области
Источник:


В переходе на пересечении Большой Садовой и Буденновского самая ценная мозаика, изображающая поход Петра I на Азов, всё еще закрыта киосками. Это просто кощунство — закрывать эту мозаику! Тем более что сейчас почти 20 киосков там стоят пустые. Пока удалось добиться того, что власти пообещали эти киоски всё же демонтировать.

Сейчас для реконструкции нужна прежде всего проектно-сметная документация. Разрабатывать ее будет специальная лицензированная компания. А инициировать разработку должен собственник переходов, которые объявили объектами культурного наследия.

Сейчас это муниципальное предприятие по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений (МСУП). Ему поручил нести ответственность за переходы с мозаиками департамент автодорог, в ведении которого находятся все надземные и подземные переходы. Контролировать деятельность МСУП по мозаикам должен комитет по охране культурного наследия. Если комитет бездействует, подключается прокуратура. Например сейчас в каждом переходе должна быть табличка, указывающая на статус мозаики, но ее нет. Собственник ее не установил, комитет это не проконтролировал, и мы, общественники, обратились в прокуратуру, сейчас ждем ответ.

Если собственник не соблюдает требования по охране культурного наследия, за это предусмотрены огромные штрафы вплоть до уголовного дела, если мозаики, например, разрушатся.

Разработать проект власти обещали до апреля этого года. Пока это самые свежие данные, хотя о проекте говорили еще в прошлом году. Кроме того, появился вариант оплатить подготовку документов за счет инвестора. Но его пока не нашли. До этого общественникам говорили, что деньги на реставрацию мозаичных панно в переходах могут выделить из областного бюджета.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления