Ростовчанин Андрей Чайка – футбольный энтузиаст с большим предпринимательским стажем. В 1997 году он создал футбольный клуб «Чайка», который с этого года выступает в профессиональной футбольной лиге (ПФЛ, третий по силе футбольный дивизион, зона «Юг»). Клуб играет на собственном стадионе в селе Песчанокопское. В эксклюзивном интервью 161.ru создатель клуба рассказал о знакомстве с Курбаном Бердыевым, своем бизнесе и о том, почему нам всем нужно молиться на Сергея Галицкого.
Офис компании «Чайка» располагается на одном из верхних этажей крупного бизнес-центра в центре Ростова. Первое, что бросается в глаза внутри, – расписанная на футбольную тему стена и надпись на двери «Футбольный клуб «Чайка»».
Здесь же, в офисе, находятся тренерский и административный штабы команды, проходит изучение видеоматериалов перед играми. Кабинет Андрея Чайки расположен в нескольких метрах по соседству. Главный экспонат просторного кабинета – большой стенд с мячами и кубками.
– У каждого из этих мячей своя история, – словно предчувствуя вопрос 161.ru, говорит хозяин кабинета. – Вот Христо Стоичков (футболист сборной Болгарии и «Барселоны» в 90-е годы. – Прим. авт.) подарил мне мяч со своим автографом, когда мы случайно увиделись в день его рождения.
Рядом с презентом от легендарного болгарина стоят мячи с автографами игроков «Баварии», «Реала» и «Атлетико». Мы плавно переходим к истории создания ФК «Чайка».
– В 1993 году мой отец Иван Платонович, в свое время выступавший в песчанокопском «Рассвете», трагически погиб в автокатастрофе. В то время я выступал в юношеской сборной России, но вскоре оставил футбол. В 1997 году совместно с главой администрации Песчанокопского района Николаем Рябцевым мы создали футбольный клуб, который в честь отца назвали «Чайка». Клуб долгое время выступал то в Первой, то в Высшей лиге любительского чемпионата Ростовской области по футболу. В 2010 году мы окончательно закрепились в Высшей лиге, а в этом году приняли решение, что надо идти дальше, и получили статус профессиональной команды.
– Почему, дойдя до уровня юношеской сборной, вы решили уйти из футбола?
– В 20 лет, после очередной тяжелой травмы, я понял, что надо определяться. На тот момент я уже женился, поэтому нужно было как-то кормить семью. Я не понимал, что будет дальше, поэтому решил оставить профессиональный спорт и заниматься бизнесом. Хотя где-то глубоко в душе понимал, что когда-нибудь вернусь к этому поприщу и все равно буду заниматься футболом.
– Трудно ли было начать в России бизнес с нуля в 90-х?
– Это долгая история. Моя сестра поддержала меня в нелегкие времена. Мы вместе с ней работали в немецком концерне Wurth. В 24 года я уже имел собственный бизнес. Сам управлял и постепенно рос. Начинал с самого маленького и потихоньку добился нынешних результатов (Чайка – владелец крупнейшей в России компании-дистрибьютора одного из мировых брендов моторного масла. – Прим. авт.).
– Сейчас многие жалуются, что малый и средний бизнес это та сфера деятельности, куда не пробьешься...
– Очень часто начинающим предпринимателям дают читать книжки типа «Как стать миллионером». Мне тоже давали их почитать. Это профанация, которая часто уводит людей в сторону. Человек должен иметь цель и упорно к ней идти, это самое главное. Будут барьеры, падения, ушибы, но нужно становиться сильнее и двигаться дальше.
– Вернемся к футболу. Вы играли дубле московского ЦСКА. Многие из той «армейской» команды стали звездами. Кто запомнился больше всего?
– В первую очередь отмечу тренера Геннадия Костылева, которого я считаю своим учителем. При нем я привлекался в дубль ЦСКА. Из игроков – это Александр Ширко, Максим Бузникин и Алексей Бахарев, выигрывавшие чемпионство со «Спартаком». Часто созваниваюсь с Владимиром Бутом, который в был составе дортмундской «Боруссии», выигравшей Лигу чемпионов 1997 году.
– «Чайка» играет домашние матчи на стадионе в селе Песчанокопское, но базируется в Ростове. С чем это связано?
– Дело в том, что в Песчанокопском есть всего одно натуральное поле. Сейчас мы планируем построить там искусственное, но базы пока нет. Кроме того, сложно убедить профессиональных игроков приезжать и жить на селе. Мы живем в 21-м веке, и людям, кроме футбола, нужно социально себя развивать. Поэтому было принято решение, что команда будет располагаться в Ростове.
– Кроме искусственного поля у вас были планы построить в родном селе ледовую арену. Эти планы все еще в силе?
– Арену мы строить не будем потому, что у нас нет такого количества любителей хоккея. Это очень дорогостоящий объект, который надо содержать в должном состоянии. Возможно, в дальнейшем у нас появится каток, где люди смогут поиграть в хоккей, покататься на коньках.
«Заработать деньги на футболе практически невозможно»
– Трудно в России содержать частный профессиональный футбольный клуб?
– Футбол – это моя жизнь, моя любовь. Это интересный проект, но сказать, что я делаю его для зарабатывания денег, нельзя, потому что это практически невозможно. Нельзя ставить перед собой одни приоритеты и потом резко менять и уходить в другое. Самое главное, что в нашем селе вспомнили, что у нас тоже есть команда, район увидел профессиональный футбол. Если мы хотим зарабатывать деньги, то это уже другой вопрос. Сейчас наша задача – расти во всех отношениях.
– То есть убытки вас не пугают?
– Самое главное то, что у меня внутри. Сейчас мы ищем инвесторов для команды, но если я буду думать, как все это дорого, то команда далеко не уйдет. Пока есть силы и желание, будем двигаться дальше.
– Власти Ростовской области выделяют деньги на содержание ФК «Ростов» и ростовскому СКА, а «Чайке» они помогают?
– Пока у нас ничего не получается. Есть подписанная губернатором статья о распределении помощи профессиональным клубам области, но нам еще никто не помогал. Люди, наверное, думают о том, что у Чайки есть деньги, и он сам справится, поэтому надо помогать другим. Я считаю, что это неправильно. Если есть статья, то надо равномерно всем помогать. Нужно работать вместе. Клуб, который создан на Дону, не может развиваться без участия областной администрации. Должна быть взаимопомощь, поэтому я надеюсь, что в дальнейшем они помогут нам.
– «Чайка» впервые вышла в ПФЛ и после первой части сезона идет в верхней части таблицы. Уже строите планы по повышению в классе?
– Да, мы хотим через пару сезонов быть в Премьер-лиге (Смеется.)! Это шутка. Есть желание развиваться, идти вперед, это же соревнование. Поэтому для меня странно, когда говорят о том, что в играх молодежных команд надо отменить первые места и просто развивать игроков. Да, так можно, если вы, например, «Краснодар», и кроме команды Премьер-лиги у вас есть еще «Краснодар-2», где растет молодежь. Но я уверен, что и там тренеры учат игроков выигрывать,потому что всегда хочется расти и занимать первое место. Если мы станем первыми в этом году, я буду только рад. Нет задачи срочно выиграть зону, но чем выше мы поднимемся, тем лучше.
– Тогда представим, что «Чайка» побеждает в ПФЛ и выходит в ФНЛ. Хватит средств для содержания команды?
– Найдем партнеров, которые поддержат развитие спорта на селе, найдем другие решения и, надеюсь, сможем играть в ФНЛ. Да, там другие деньги, но всегда можно перестроиться. Хотя еще нужно занять первое место, чтобы думать, хватит ли у нас денег на повышение.
– Недавно вся Россия говорила о «странном» матче «Урал» – «Терек» (футболисты «Урала» проиграли, допустив массу «детских» ошибок. – Прим. авт.). Были такие случаи в ПФЛ?
– Мне кажется, все может быть, не говорю конкретно про этот матч. В нашей стране возможно все. Лично ко мне никто не подходил. Кто меня знает, у них даже нет мысли, предлагать мне такое. Для меня это закрытая тема, это невозможно, чтобы мы играли договорные матчи. Для чего тогда вкладывать деньги? Такого нет и не будет никогда.
«Бердыев – специалист с большой буквы»
– Когда состоялось ваше знакомство с Курбаном Бердыевым?
– В начале 2015 года нас познакомили президент ФК «Ростов» и замгубернатора Александр Гребенщиков. Мы встретились на базе «Ростова», и разговор получился коротким. Я сразу понял, что это специалист с большой буквы, а он, возможно, понял, что в Ростове есть люди, с которыми можно работать. У нас с ним были разговоры, он говорил: «Давай работать в ФК "Ростов" совместно, чтобы двигаться вверх». Я мог возглавить клуб. В силу разных причин этого не получилось, но у нас остались нормальные отношения, мы продолжаем общаться. В 2015 году Курбан Бекиевич согласился на предложение провести товарищеский матч с «Чайкой». Для меня стало большим откровением, когда Бердыев через неделю после этого предложил сыграть повторную игру. Сейчас на него возложено много обязанностей, и видно, что он очень старается. Таких специалистов, как он и его тренерский штаб, сейчас в России, наверное, нет.
– Удалось пообщаться с игроками команды?
– Я два дня был с командой в Казани перед игрой «Ростова» с «Рубином», разговаривал с ребятами, и такой атмосферы и дисциплины ни в одной команде не видел. Игроки «Ростова» – профессионалы во всем, никто никому не говорит, во сколько нужно ложиться спать, идти на тренировку. Все делается самостоятельно, ребята дружелюбные, могут поддержать разговор, видно, что это одна команда. Хотелось, чтобы это продолжалось как можно дольше.
– В Казани «Ростов» попал в экстремальную ситуацию, когда в отель нагрянули полсотни силовиков. Что происходило в это время внутри?
– В отеле, где мы жили, постоянно были непонятные движения. Про допрос Азмуна мы узнали из местных СМИ. Но из отеля мы вышли нормально. Я ничего экстраординарного не заметил, все прошло четко.
«Галицкий один, и на него надо молиться»
– У владельца «Краснодара» Сергея Галицкого мечта, чтобы 11 воспитанников его школы сыграли в основном составе. Вы думаете о подобном?
– Я считаю, что это практически невозможно. Недавно Галицкий сказал, что если хотя бы 1-2% от воспитанников команды заиграют на высоком уровне, это будет успех. О детском футболе много говорят, пишут о соревнованиях, но все это в очень сыром виде. Кто обращает внимание на этих детей? Да никто. Вы думаете, в селах кроме родителей и тренеров кто-то за этим следит? Просто констатируют факт, что прошли соревнования, дети не сидели за компьютером, поиграли в футбол. В моем понимании детская школа – это нечто другое. Нет у нас больше Галицких, он один, и на него надо молиться, что он такие огромные средства из своего кармана тратит в этом направлении. Мы часто говорим о развитии детского футбола, но всегда это в зародыше умирает. Я уверен, что в тех же селах рождаются футболисты, которые могут быть очень высокого уровня. Но нет подготовки, квалифицированных тренеров. Да, у нас есть ДЮСШ, но для приглашения тренера в Песчанокопское нужно, чтобы он взял и уехал из города в село. Можно просто говорить, что есть детский футбол, но в каком он состоянии, я промолчу.
– Почему все-таки российские бизнесмены так неохотно вкладывают в футбол?
– Наверное, не верят в него. Я думал, что можно взять всех наших олигархов, раздать каждому по команде, и пусть они соревнуются друг с другом. Наверное, это будет интересно, но победит все равно «Зенит» (Смеется.), потому что многие олигархи заработали свои деньги благодаря «Газпрому».
– Главной проблемой российского футбола часто называют то, что в отличие от топ-чемпионатов, большинство клубов у нас финансируются из госбюджета.
– Нельзя просто поменять систему и ожидать, что после этого начнут заполняться стадионы. Все зависит от многих факторов, от менталитета. Мы не всегда до конца понимаем, что происходит в нашем футболе. Видим только то, что наверху. Может, нужно больше внимания уделять регионам, юношескому футболу. Не надо смотреть на Европу, там другой менталитет. В Германии в расположенных в 50 километрах друг от друга Дортмунде, Леверкузене и Гельзенкирхене есть стадионы на 50-70 тысяч человек, и они каждую неделю полные. Это культура, менталитет. При реформе футбола нужно обязательно доходить до самого низа, чтобы увидеть, что там происходит. Часто неким людям раздают грамоты за заслуги перед футболом, не понимая, что те ничего для развития спорта не делают.
Фото: Фото Евгения Березкина, пресс-службы ФК «Чайка»