RU161
Погода

Сейчас+22°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+22°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +17

0 м/c,

754мм 43%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Город Дом лесопромышленника – обитель архитектора

Дом лесопромышленника – обитель архитектора

Старинных зданий в Ростове немало. Гораздо меньше домов, в которых сохранились первоначальные балконы, лестницы, двери, и т. д. И уж совсем исключительный случай, если сохранилась дверная табличка с фамилией человека, жившего в здании до революции. Такое здание расположено по адресу: ул. Горького, 94/80, пер. Семашко.

Восточный вход. Деревянная обветшавшая дверь, покрытая слоем серой краски. Справа от двери – маленькая белая металлическая табличка, на которой черной краской написано: «Л.Ф. Эберг архитектор». Свидетельство того, что в этом здании жил один из самых известных ростовских архитекторов.

Леонид Федорович Эберг родился в 1882 году, в Бронницком уезде Московской губернии. Получил образование в Москве, окончив в 1911 году училище живописи, ваяния и зодчества. После окончания учебы Леонид Федорович получил приглашение для «заведования постройками при городской управе Ростова-на-Дону».

Энергия и работоспособность Леонида Федоровича позволили воплотить в жизнь десятки проектов. Основным направлением его творчества в этот период являлась архитектура доходного дома. По проектам Эберга были построены доходные дома и особняки ростовских предпринимателей, входивших в начале ХХ века в общественную и торгово-промышленную элиту Ростова: Николая Парамонова, Владимира Чирикова, братьев Дутиковых, Александра Штрома и других.

Леонид Эберг был автором проекта самого высокого в дореволюционном Ростове здания – семиэтажного доходного дома Хосудовского и Рецкера, находившегося в самом начале Буденновского проспекта.

В советский период Эберг не менее активно занимался разработкой проектов различных зданий – как жилых комплексов, так и общественных и промышленных зданий и сооружений. В послевоенный период архитектор принял участие в восстановлении многих зданий, пострадавших в период оккупации Ростова фашистами. Ряд проектов он выполнил совместно со своим сыном – Львом Леонидовичем. Среди них, к примеру, первые проекты гостиницы «Ростов» и театра Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий (ГОМЭЦ), переделанного после войны в кинотеатр «Россия».

Практически все сохранившиеся здания, построенные по проектам Эберга-старшего, находятся на государственной охране. В их числе и жилой дом на Серафимовича, 76. Он был построен в конце 1920-х годов для кооператива «Задруга», в состав которого входили юристы, инженеры, врачи. В этом здании жил и сам Леонид Эберг с семьей.

А вот дом, в котором архитектор жил до революции, по каким-то причинам в число объектов культурного наследия не попал. И ведь Эберг здесь не только жил, но и творил. Справочники 1913-1914 годов в списках архитекторов указывают домашний адрес Эберга: пер. Николаевский, 78. Следовательно, в доме находилась не только его квартира, но и контора.

Дом этот строился в 1905-1906 годах. До этого на его месте стояло небольшое здание, которое в конце XIX – начале ХХ веков принадлежало некоей Анне Ланге (в девичестве Кудриной). Продала она свое имение Василию Дмитриевичу Аронскому, который тут же решил, что ему нужен более солидный дом.

Замыслам нового хозяина оказались тесны границы существующего домовладения. Несколько раз он обращался в городскую думу с просьбой «прирезать» к его имению выкупленные им участки городской земли. И хотя общая площадь этих «прирезок» была чуть более 17 квадратных саженей (около 78 кв.м.), ее оказалось достаточно, чтобы воздвигнуть новое здание.

Если до его постройки имение по адресу: пер. Николаевский, 78/106, ул. Сенная, приносило дохода 260 рублей в год, то с 1906 года размер годового дохода, приносимого имением, возрос до 530 рублей.

Первый владелец здания принадлежал к числу лесопромышленников. Торговля лесом и деревообрабатывающая промышленность были достаточно развиты в Ростове и Нахичевани. Лесопромышленником был купец Дракин, о котором рассказывалось в одном из предыдущих очерков. В этой же отрасли вели свои дела купцы Кистовы, Рыссы, Феофани, а также представители одной из самых влиятельных и известных купеческих династий Ростова – Максимовых.

В конце апреля 1916 года газета «Приазовский край» сообщила, что Аронский вошел в состав донского речного комитета «от группы лесопромышленников». В свое время в этом же качестве в комитет входили те же Дракин и Максимовы. Тем удивительнее тот факт, что в дореволюционных справочных изданиях лесопромышленник Аронский ни разу не упоминается.

Зато упоминание о нем нашлось в криминальной хронике «Приазовского края». 30 марта 1919 года в дом Аронского ворвались пять грабителей, вооруженных револьверами. Два часа орудовали преступники, ограбив всех, кто находился на тот момент в доме. У хозяина «было взято 1435 рублей, золотые часы с цепочкой, стоющие четыре тысячи рублей, и других вещей на 2100 рублей, у квартирантки Е.К. Горделадзе 14 500 рублей и драгоценных вещей на восемь тысяч рублей, у доктора В.А. Габисония – 17080 рублей, два револьвера системы «Ноган» с патронами к ним, и у экономки Н. Еловской – 110 рублей».

Где в это время находился архитектор Леонид Эберг, точно неизвестно. Возможно, он уезжал из города. Как бы то ни было, ему посчастливилось избежать ограбления.

Но не удалось избежать лишения избирательного права в начале 1920-х годов. Основание было веским – «арендатор дома». Значит, эксплуататор, живущий на нетрудовые доходы. Тщетно Эберг указывал на то, что работает в нескольких конторах, где его профессиональные навыки оказались востребованными. Только добровольный отказ в середине 1926 года от прав на аренду дома «в пользу жилтоварищества» позволил выдающемуся зодчему влиться в ряды советского общества.

Дом же, с которым была связана значительная часть ростовского периода жизни архитектора Эберга, долгое время продолжал использоваться под жилье. Сегодня часть первого этажа отведена под торговые заведения. К счастью, эти изменения пока не повлияли на сохранность и здания, и той таблички, которая служит маленьким, но бесценным свидетельством пребывания в этом доме человека, во многом определившего облик Старого Ростова.

Фото: Фото предоставлены автором
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем