Эксперты считают, что хорошей альтернативой подземке станут электропоезда
Эксперты считают, что хорошей альтернативой подземке станут электропоезда

Губернатор объявил, что строительство метрополитена в Ростове-на-Дону начнется после ЧМ. Однако жители города не уверены, что обещанные линии будут построены — метро в городе обещают уже давно. При этом многие эксперты считают, что этот вид транспорта городу не нужен. Мы решили разобраться, так ли это на самом деле.

Где будут линии

Метро в Ростове-на-Дону планировали построить еще в советское время. В 90-х проект заморозили. К нему вернулись в 2009 году, даже заработало Управление метро Ростова. Однако спустя шесть лет от строительства метрополитена снова отказались, а Управление расформировали.

Предполагалось строительство в две очереди. Первой должна была появиться линия от ЗЖМ до Нахичевани. По разным данным — от восьми до десяти станций. Если объединить всю имеющуюся информацию, маршрут получался следующий: станции «Левенцовская», «Западное электродепо», «Улица Малиновского», «Улица Зорге», «Площадь Дружинников», «Главный вокзал», «Буденновская», «Ворошиловская», «Театральная» и «Нахичеванская». Общая протяженность линии должна была составить 15 километров.

На схеме две линии возможного ростовского метрополитена с указанием станций
На схеме две линии возможного ростовского метрополитена с указанием станций

Второй этап предполагал строительство линии от СЖМ до центра города. Ее длина — восемь километров. На этой ветке должны были расположиться шесть станций: «Площадь Королева», «Площадь Космонавтов», «Площадь Конституции», «Проспект Ленина», «Площадь Гагарина», «Большая Садовая».

По оценкам экспертов, на строительство первой очереди метрополитена в 2010 году требовалось 76,6 миллиарда рублей. На сайте, посвященном ростовской подземке, речь идет о 116 миллионах, которые планировали выделить из городского бюджета на строительство метрополитена в 2009 году. Об этой же сумме в интервью 161.ru говорил бывший начальник Управления ростовским метро Мурат Тлепцеришев.

Нет денег, есть пробки

По идее, метро должно решать городские проблемы с транспортом: уменьшить количество пробок, снизить пассажиропоток наземного транспорта и так далее. По данным исследования департамента транспорта Ростова-на-Дону, которое провели в октябре 2017 года, за месяц в городском транспорте проехало примерно 17 миллионов человек. При этом количество пассажиров по сравнению с октябрем 2016 года уменьшилось почти на 5 миллионов.

По информации городского департамента транспорта, самыми загруженными магистралями являются проспекты Стачки, Буденновский, Нагибина и улица Красноармейская. По сведениям ресурса «Яндекс. Пробки», в этот список еще можно включить улицу Малиновского и Ворошиловский проспект. В часы пик загруженность здесь достигает отметки в 7–8 баллов.

Загруженность ростовских дорог может достигать отметки в 7–8 баллов
Загруженность ростовских дорог может достигать отметки в 7–8 баллов

Предположим, что метрополитен в этот раз будут строить по прошлым планам, схемам и проектам. Мы решили сопоставить схему веток и станций с названными улицами. Вышло, что они совпали. Такое расположение сети метро, казалось бы, должно положительно отразиться на транспортной обстановке города. Однако ведущий консультант компании MobilityInChain,s.r. l и урбанист Илья Петушков сомневается, что строительство подземки в Ростове необходимо.

— На метрополитен уходит очень много денег. Чтобы создать обширную сеть, которая свяжет основные районы города, потребуется огромная сумма. Как правило, она в большинстве случаев не по карману ни городским, ни региональным бюджетам в России, — пояснил свою точку зрения Петушков.

По его словам, деньги могут выделить из федерального бюджета. Но их хватит всего на одну линию с несколькими станциями, а для города-миллионника этого мало.

— Такая система окажется бесполезной, поскольку к большинству районов Ростова метро ходить не будет. Опасность еще и в том, что выделенных средств окажется недостаточно. В результате город получит долгострой на десятилетия, как это случилось в Омске, Челябинске и Красноярске, — рассказал 161.ru урбанист.

Создание метрополитена в Ростове может обернуться долгостроем
Создание метрополитена в Ростове может обернуться долгостроем

Еще один момент — это затраты не только на строительство системы, но и на ее содержание. Сумма на эксплуатацию очень быстро может перекрыть затраты на строительство системы.

— В виде метро город рискует получить дорогую и малополезную игрушку. И в таком виде, конечно, никаких транспортных проблем метрополитен не решит, а экономических проблем добавит, — заключил специалист.

Что в других городах

В России есть разные примеры работы метро. В Москве и Санкт-Петербурге польза метро очевидна, но в других городах всё не так однозначно.

Например, в Нижнем Новгороде, где находится самая крупная после столичных сеть, метро не стало спасением от пробок. Создавать метрополитен в городе начали в 70-х годах прошлого века, но популярность у нижегородцев этот вид транспорта получил относительно недавно — в 2012 году после появления второй ветки. Сеть охватывала небольшую часть города и не доходила до многих районов. Сейчас нижегородский метрополитен расширяется — последнюю станцию открыли в 2018 году. Но на всех четырех нижегородских мостах по-прежнему каждый вечер образуются пробки. К тому же, по словам местных жителей, они последний раз спускались в метро в 90-е.

Одна из станций может появиться рядом с Театральной площадью
Одна из станций может появиться рядом с Театральной площадью

В Новосибирске метро тоже не пользуется особой популярностью. Из всех видов общественного транспорта жители этого города предпочитают маршрутки и автобусы. На них ездят 60% тех, кто вообще пользуется общественным транспортом. В метро спускается всего лишь 19% людей.

В качестве положительного примера можно привести казанский метрополитен. Это самая молодая сеть в России — первые станции открыли только в 2005 году. Поначалу это было всего лишь развлечение для туристов. Жители города не пользовались этим видом транспорта, потому что три станции из пяти находились в центре города, а остальные две — в малонаселенных районах. Правда, после строительства станций «Проспект Победы» и «Козья слобода» пассажиропоток начал стремительно расти и за пять лет увеличился с 20 до 100 тысяч пассажиров в сутки. При этом теперь доехать из одного конца города в другой можно за 20 минут вместо 1,5 часа на маршрутке или автобусе.

Альтернативы

По словам Ильи Петушкова, чтоб решить проблемы с транспортом в Ростове, строить метро и необязательно. Например, проще и дешевле сформировать в Ростове систему выделенных полос для общественного транспорта или обособить трамвайные пути.

— В мире существует множество примеров скоростных транспортных систем, близких по множеству характеристик к метрополитенам, построенных на основе автобусного или трамвайного транспорта. Это лучше решает транспортные проблемы города и формирует эффективную систему общественного транспорта, — рассказывает Петушков.

Один из ростовских урбанистов вместо метро предложил развивать уже имеющийся рельсовый транспорт
Один из ростовских урбанистов вместо метро предложил развивать уже имеющийся рельсовый транспорт

Накануне ростовский урбанист Михаил Векленко представил проект развития Большого Ростова. Частью этого проекта стало создание городской сети легкого рельсового транспорта (ЛРТ). ЛРТ — нечто среднее между традиционным трамваем и метрополитеном. Векленко предположил, что можно развить трамвайную сеть и добираться на трамвае вплоть до Платова.

— При этом рельсовые линии будут охватывать не только плотно заселенные районы и загруженные магистрали, но и «слепые зоны» города, где низкая плотность населения. Таким образом, мы сможем включить отдаленные или неохваченные районы в общую систему транспорта и город в целом, — рассказал 161.ru Векленко.

При этом новая рельсовая система в ее концепции включает два вида транспорта. Первый — существующая электричка, которая охватит все города Ростовской агломерации (Азов, Аксай, Батайск, Таганрог, Новочеркасск и Ростов-на-Дону). Второй — ЛРТ, который будет иметь три разновидности: метротрам или собственно легкое метро, длинный трамвай с большой вместимостью и традиционный трамвай. Ветки частично пройдут по автомобильным улицам. Однако для беспрепятственного передвижения урбанист предлагает создать тоннели и специальные эстакады. Например, для пересечения железной дороги на Нансена. Так что, возможно, ростовчане и без метро смогут быстро перемещаться по городу.

Хорошей альтернативой подземке могут стать трамваи
Хорошей альтернативой подземке могут стать трамваи

Кроме того, есть опасения, что идея строительства метро в очередной раз окажется нереализуемой. Многие считают обещания властей о создании подземки политическим ходом.

— Здесь даже эксперт не нужен. Этот вопрос каждый раз всплывает, когда избирается или назначается губернатор. Как только проходит вопрос назначения, то и вопрос с метро постепенно сливается, — прокомментировал заявление Голубева эксперт Южного градостроительного центра Александр Водяник.

К тому же, как и где построят метро на этот раз, не сообщается. Конкурс на строительство метрополитена на сайте госзакупок не обновлен и по-прежнему закрыт, а новый не объявлен. Документы по строительству первой очереди метро в Ростове на данный момент удалены с сайта городской администрации. А ведь начать строить ветки губернатор пообещал уже после окончания чемпионата мира.