Владимиру Чубу достался «Ростов-папа» в лихие девяностые — во время, когда на Дону захватывали пункты милиции, а у региона не было бюджета и собственных законов. Почти двадцать лет Чуб руководил регионом и передал его следующему губернатору — Василию Голубеву — в состоянии, близком к современному. 161.RU выяснил, что бывшие коллеги говорят о Владимире Чубе, почему ради него приняли закон о пожизненном содержании чиновника и чем сейчас занимается первый губернатор Ростовской области.
Время Чуба
Уроженец Белорусской ССР Владимир Чуб родился 24 июля 1948 года. Его родной город Пинск находится в Брестской области. Отец Чуба был военнослужащим, мать — казачкой с Верхнего Дона.
В 1971 году будущий губернатор окончил Ленинградский институт водного транспорта и приехал в Ростов-на-Дону мастером цеха ремонтно-эксплуатационной базы флота «Красный флот». Там он дослужился до главного инженера. В 1972 году Чуб проходил срочную службу на Северном флоте Советской армии.
Его политический старт пришелся на 1980 год, когда Чуб стал вторым секретарем Пролетарского районного комитета КПСС Ростова. Параллельно росла его карьера по специализации — так, в сентябре 1983 года Владимир Чуб стал главным инженером Волго-Донского речного пароходства. В октябре 1989 года он стал председателем Ростовского горисполкома. В 1990-м заочно окончил Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР по специализации «управление народным хозяйством» и избрался председателем Ростовского городского совета народных депутатов.
В августе 1991 года около 10 тысяч ростовчан собрались в Зеленом театре, чтобы почтить память противников «августовского путча» и выразить поддержку демократическому руководству РСФСР.
Одним из главных ораторов на ростовском митинге против ГКЧП оказался тогдашний председатель городского совета депутатов Владимир Чуб.
— Оппозиция происходила из того, что действительно устали мы жить по чьим-то указкам. Когда несколько человек в стране определяют, как нам жить, что нам делать и как решать. Если мы хотим жить, хотим, чтоб жили наши дети, наши отцы, внуки в правовом государстве, то мы должны четко определиться, и все решения, недовольства выражать только законным путем, — сказал ростовчанам Чуб.
С 18 по 22 августа 1991 года в Советском Союзе произошел путч. Высокопоставленные советские министры и силовики объявили себя Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП), попытались сместить президента Михаила Горбачева и взять власть в стране. Против них выступили руководители советских республик, включая возглавлявшего Верховный Совет РСФСР (России) Бориса Ельцина.
После путча ГКЧП в 1991 году сняли с поста руководителя области, первого секретаря Ростовского обкома КПСС Виталия Суслина.
Компартия больше не руководила регионами. Первый президент России Борис Ельцин подбирал свою команду на местах.
Так Владимир Чуб возглавил Ростовскую область в год развала Советского Союза. В том же 1991 году Ельцин счел его кандидатуру достойной и указом назначил Чуба главой администрации региона. К этому времени не прошло и полугода, как Ельцин возглавил страну.
Борис Ельцин покинул президентский пост в 1999 году, а человек, которого он выбрал руководить регионом, возглавлял Ростовскую область гораздо дольше — до 2010 года. В сентябре 1996-го на первых в истории Дона всеобщих прямых выборах он был избран губернатором Ростовской области, в 2001-го переизбран на второй срок, а затем на третий.
Главные вызовы
43-летнему Владимиру Чубу, возглавившему регион в лихие девяностые, предстояло немало вызовов, считает Сергей Косинов, руководитель фракции «Справедливая Россия» в донском парламенте.
— Чуба Владимира Федоровича с кем-нибудь сравнивать вообще невозможно, — говорит Косинов. — Потому что времена тогда были очень тяжелые. Сегодня мы говорим о нехватке бюджета, а во времена, когда губернатором Ростовской области был Владимир Чуб, бюджета как такового не было вообще. Не платили пенсии, задерживали зарплаты, не было разговора ни о каких инвестициях. Было только слово «приватизация», и всё, на этом всё заканчивалось. Поэтому на долю Владимира Федоровича Чуба выпала очень такая трудная судьба — управлять в то время Ростовской областью.
Владимир Чуб столкнулся с выраженной оппозицией, вспоминает Косинов. Он уверен, что основная заслуга первого губернатора в том, что он сумел удержать баланс в «своеобразном» регионе.
— Я имею в виду, что у нас есть такое понятие, как казачество, — поясняет Косинов. — И тогда казачество пыталось проявить себя самостоятельной единицей. <…> Ему пришлось находить компромиссы между представителями казачества. Он тогда сделал совершенно правильный выбор: не дал раздробить область, когда непонятно кто в форме захватывал отделения милиции. Когда пытались руководить районами, говорили: «Я буду глава администрации, потому что я представитель коренного населения, я здесь буду командовать».
Девяностые были самым сложным периодом в работе Чуба, согласен экс-депутат донского парламента Николай Беляев. В 1991 году Чуб назначил 44-летнего Беляева главой Тацинского района. До 1994 года тот руководил муниципалитетом, а потом Чуб позвал его в Законодательное Собрание Ростовской области. Там Беляев работал на разных руководящих должностях в донском парламенте с 1994 года. Избирался в каждый созыв, с первого по седьмой, и снял с себя депутатские полномочия добровольно и досрочно только в 2024 году, уступив мандат метившему в Совет Федерации преемнику Чуба Василию Голубеву.
— Вместе [c Чубом] мы работали очень слаженно в самые трудные годы — девяностые, — считает Беляев. — Это было становление России после развала, становление законодательной базы, и это очень непростой вопрос. Мы вместе работали в Законодательном собрании, правительстве Ростовской области. Чуб перенес самые сложные периоды. В 1997−1998 годах ни пенсии, ни зарплаты не платили. И, конечно, это непросто наладить. Но бюджетную систему мы отрегулировали. И где-то в 2002−2003 годах у нас настала стабильность.
Схемы принятия законов в донском парламенте переняли у татарстанских коллег, говорит Николай Беляев. Его командировали в республику Татарстан в 1995 году. Когда в Ростове система заработала, за опытом приезжали уже на Дон — из других регионов.
Период 1997–2007 годов также связан с правлением в городе Михаила Чернышева. Политологи считали, что он был мэром так долго во многом из-за поддержки в областном правительстве.
Чуб и бизнес
Первый губернатор был известен строгими взглядами в сельском хозяйстве, вспоминает Александр Родин, президент Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств и сельхозкооперативов (АККОР) Ростовской области.
— У Владимира Федоровича была четкая установка: не пускать иногородних [фермеров работать] в Ростовскую область, — рассказывает Родин. — То есть земля Ростовской области должна использоваться крестьянином Ростовской области.
Первый губернатор поддерживал совладельца «Ростсельмаша» Константина Бабкина.
— В первые годы вывода из жесткого кризиса Чуб всегда поддерживал. Тогда надо было выбирать: или «Ростсельмаш» будет отдан «Джон Диру», и оно здесь организует сборочное производство, — говорит Бабкин. — Либо дадут возможность руководить «Ростсельмашем» ребятам, которым было тогда 28−29 лет. Нас было три акционера, да. И Чуб тогда принял решение, по второму варианту чтобы всё пошло. Я ему за это очень благодарен. Это было смело с его стороны — пацанам каким-то отдать бизнес, а не фирме с мировым именем. Это был сильный для него рискованный шаг. И потом первые годы вывода из кризиса он поддерживал завод.
Владимир Чуб как-то сказал журналистам, что считал самым проблемным сектором аграрный. А потом понял, что это угольная отрасль.
— Он в этом прав, потому что здесь просто система уже работала совершенно другая, — соглашается Косинов. — Угольная промышленность всегда была заточена под реализацию, а когда все предприятия попали в частные руки, то были проблемы с импортом и экспортом: старые схемы и связи были нарушены, которые были выстроены на уровне госплана, например, когда добывалось определенное количество угля, определенной категории марки, и все знали, что он будет направлен вот туда-то в таком-то количестве, потому что так было запланировано госпланом СССР. Когда эти связи рухнули, коммерсанты начали искать компромиссы, как больше заработать. Поэтому и случилось то, что случилось в нашей угольной промышленности. А протесты были. Причем именно из профсоюзов угольных, которых у нас в области очень много.
В 2004 году в регионе приняли закон «О приоритетном развитии шахтерских территорий». Так депутаты решили отрегулировать вопросы региональной поддержки на шахтерских территориях. В документе говорилось о предоставлении налоговых льгот, уменьшении размеров арендной платы за пользование нежилыми помещениями и земельными участками, предоставление государственных гарантий Ростовской области и бюджетных кредитов, инвестиционных налоговых кредитов, субсидий.
— За годы реструктуризации, ошибки которой признал теперь и федеральный центр, Ростовская область потеряла 50 шахт, без работы остались 100 тысяч человек, — сказал Владимир Чуб в интервью отраслевому журналу «Вестник» в 2008 году. — Восстановить былую мощь Восточного Донбасса крайне сложно. Но мы поставили перед собой цель — избавить его от клейма «депрессивный». Еще в 2004 году принят областной закон «О приоритетном развитии шахтерских территорий», предусматривающий льготы для тех, кто открывает бизнес в угольных районах. Об эффективности данного документа можно судить по тому, что количество предприятий малого бизнеса увеличилось здесь на 12%, их оборот, как и число занятых, — в 1,5 раза, а инвестиции — почти в 7 раз.
Что появилось во время губернаторства Владимира Чуба
В правление Чуба в Ростовскую область зашли международные компании: в регионе построили заводы Coca-Cola, Mars и PepsiCo, открыли гипермаркеты «Леруа Мерлен», «Окей» и Metro, а также первую в Южном Федеральном округе «Икею».
Во время правления Чуба завершили затянувшуюся на двадцать лет постройку здания библиотеки на улице Пушкинской. Его достроили только в 1994 году. А в 1995 году «Публичке» присвоили статус Центральной библиотеки Ростовской области.
Другой долгострой — Ростовский музыкальный театр — тоже завершили во время губернаторства Владимира Чуба. Здание в виде белого рояля с поднятой крышкой стали строить в 1977 году. В восьмидесятых из-за экономических трудностей стройку приостановили, и в центре города появился запущенный недострой. В сентябре 1999 года театр достроили.
— Самое главное его умение — подбирать людей, — говорил политтехнолог Сергей Смирнов. — Например, Сергей Кузнецов отвечал за выборы. Он начал этим заниматься в 1993 году и работал до 2010-го. И выборы проходили в Ростовской области нормально, хорошо, эффективно. Иван Антонович Станиславов отвечал за экономику, и многое хорошее было сделано благодаря ему, например ликвидированы долгострои — Донская публичная библиотека, Музыкальный театр — это было сделано в 90-е годы. Везде было тяжело, а в Ростовской области достраивали. Самое главное, что было во Владимире Федоровиче — умение подбирать людей и не бояться сильных рядом с собой, не воспринимать их как конкурентов. Для этого нужно воспринимать их как коллег, как партнеров и делать так, чтобы и они были в этом уверены. И Михаил Чернышев для Ростова-на-Дону — тоже благо: потому что, когда власть постоянно меняется, невозможно ничего планировать.
Тандем с Михаилом Чернышевым, с 1993 по 2014 год бывшим мэром Ростова, политолог считает эффективным. Чернышев, как и Чуб, до повышения работал в администрации Пролетарского района Ростова-на-Дону.
Еще во время губернаторства Владимира Чуба создали крупнейший в стране Южный федеральный университет. Его открыли в 2006 году на базе Ростовского государственного университета, к которому были присоединены Таганрогский государственный радиотехнический университет, Ростовский государственный педагогический университет и Ростовская государственная академия архитектуры и искусств.
В 2007 году губернатора Ростовской области Владимира Чуба наградили специальной премией XIII театрального фестиваля «Золотая маска» — «За поддержку театрального искусства России».
— Для меня это приятно, почетно, но совершенно неожиданно. Я, честно говоря, не знал, что и таким образом отмечают руководителей регионов, — сказал Чуб в интервью «Российским вестям».
В 2008 году Ростовскую область посетил католикос всех армян Гарегин II. Он освятил отреставрированные к тому моменту церковь бывшего монастыря Сурб-Хач в Ростове и Сурб Аствацацин в селе Большие Салы Мясниковского района. Кроме того, католикос вручил Владимиру Чубу высшую награду армянской апостольской церкви — орден святого Нерсеса Благодатного за содействие в восстановлении церквей и помощь армянской общине.
Жизнь после отставки
В 2010 году «Единая Россия» предложила президенту РФ Дмитрию Медведеву заменить губернаторов-старожилов, в числе которых был и Владимир Чуб. Губернатор встретился с прессой в окружном Доме офицеров и публично прокомментировал грядущую отставку.
— Я осознанно сделал выбор и обратился в генеральный совет «Единой России» с просьбой не представлять мою кандидатуру президенту России, как это предполагалось ранее. Потому что мне известно мнение президента: я проработал главой Ростовской области четыре полных срока, у меня достаточный возраст и время работы в должности, — сказал Чуб.
Он подвел итоги своего правления и выделил среди них высокие темпы строительства жилья. Чуб отметил, что после экономического кризиса 2008 года «область поднимается» и он завершает работу с удовлетворением. После отставки он с 2011-го по 2016-й был представителем от Мурманской областной думы в Совете Федерации. А еще в 2016 году Владимир Чуб стал почетным гражданином Ростовской области.
— Мнение жителей области для меня всегда было и остается очень важным. Уже как-то говорил и сейчас повторю: выборная должность — это не собственный бизнес, она предполагает когда-то завершение полномочий. С другой стороны, уход с поста — не конец света. Жизнь продолжается, и в ней обязательно должны быть перемены, — говорил Владимир Чуб в 2010 году.
Перемены с отставкой Владимира Чуба случились и в законодательстве Ростовской области. Донской парламент аккурат к отставке губернатора принял закон от 15 июня 2010 года «О гарантиях губернатору Ростовской области, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».
Документ еще называют «золотым парашютом», он гарантирует экс-губернатору транспортное обслуживание и охрану, сохраняет право на медицинское обслуживание. Ростовская область ежегодно тратит на бывшего губернатора Владимира Чуба миллионы рублей из бюджета. Например, в декабре 2015 года донское правительство разместило на сайте госзакупок заявку на аренду автомобиля премиум-класса для Чуба.
— Бывшему главе области положено ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% от выплачиваемого губернатору денежного содержания без учета дополнительных выплат, установленных областным законом, — поясняли ранее нашей редакции в правительстве.
К слову, задекларированный доход Чуба за последний год его губернаторства составил 3,184 миллиона рублей.
В 2010 году Чуб отказывался от 9 миллионов рублей из бюджета, предложенных ему депутатами фракции «Единая Россия» местного Законодательного собрания. Тогда сумму сократили.
— Владимир Федорович принял решение не получать из областного бюджета средства на свое пожизненное содержание в размере 80% от оплаты труда действующего губернатора, как это установлено в областном законе, — заявил Виктор Дерябкин. — Он оформил государственную пенсию за выслугу лет. И других выплат из бюджета получать не будет. Это личное решение экс-губернатора, — сказал экс-спикер Законодательного собрания области Виктор Дерябкин.
В 2024 году расходы на Владимира Чуба обошлись донской казне в 6,25 миллиона рублей.
— Это везде, во всех субъектах РФ есть такие законы: все госслужащие, которые уходят на пенсии, получают дотации по России. Даже депутаты Госдумы, Совета Федерации, — сказал экс-депутат заксобрания Ростовской области Николай Беляев.
Супруга бывшего губернатора Зоя Чуб — предпринимательница. Она являлась совладелицей ООО «Донская Лоза» и ООО «Шанс». Основной вид деятельности предприятий — общественное питание и индустрия красоты.
«Донская лоза» специализируется на ресторанной деятельности и услугах по доставке продуктов питания ресторанов. Это семейное предприятие: на 80% оно принадлежит Зое Чуб, на 20% — их дочери Татьяне Чуб. Выручка компании в 2023 году составила 5,6 миллиона рублей, чистая прибыль — 146 тысяч рублей.
Еще дочь первого губернатора Ростовской области является соучредителем ООО «Азово-Донская девелоперская компания». В 2023 году Арбитражный суд Ростовской области признал компанию банкротом. Ее выручка в 2023 году составила 1,1 миллиона рублей, чистый убыток — 224,4 миллиона рублей.
ООО «Азово-Донская девелоперская компания» — один из крупнейших девелоперов юга России, сообщается на сайте Domostroydon.ru. Специализируется на комплексном развитии территорий Ростовской области и Краснодарского края. АДДК обеспечивает полный жизненный цикл объектов жилой, коммерческой и индустриальной недвижимости — от проектирования и строительства до последующего управления, говорится в карточке застройщика. Среди проектов АДДК — коттеджный поселок «Щепкин Союз» в Аксайском районе.
У бывшего губернатора были проблемы со здоровьем, он перенес операцию, сообщил Николай Беляев. После этого Владимир Чуб ведет спокойный образ жизни на пенсии. От разговора с корреспондентом 161.RU Владимир Чуб отказался «по рекомендации докторов», сообщил экс-замгубернатора и экс-руководитель аппарата главы администрации (губернатора) Ростовской области Иван Бударев.
В сериале «Бывшие» редакция 161.RU рассказывает об экс-чиновниках Ростова и области: что они успели сделать, какие проекты провалили и чем запомнились жителям региона.