Ростовчане довели до суда спор с властями из-за строительства Западной хорды, которая пройдет через Кумженскую рощу. Коллективный иск с 83 подписями подали 26 декабря в Ростовский областной суд — заседание пока не назначено. О сути претензий корреспонденту 161.RU рассказал один из истцов Игорь Тихоненко.
— У нас очень много истцов — 82, не считая меня. Но будет больше. Не все смогли подъехать и подписаться, дело было перед Новым годом. На судебное рассмотрение будут еще люди приходить, участвовать и подписываться — я думаю, еще 80 истцов мы наберем, — заявил Тихоненко.
Тихоненко до этого выступал против строительства в роще СКА, тогда горожанам также пришлось коллективно судиться с властями. Борьба с Западной хордой за безопасность Кумженской рощи началась в конце 2021 года, говорит активист, сразу после изменения в генеральном плане города.
— План рассчитан с 2007 по 2025 год и должен был действовать до 2025 года без изменений. Но в 2021 году гордума приняла изменения, касающиеся маршрута Западной хорды. Дорога пройдет от ТЭЦ-2, перейдет Мертвый Донец, зайдет на Кумженский заповедник, пройдет вдоль левого берега Донца, через мемориальный комплекс — и опять через реку, к улице Всесоюзной. И вот там расположен частный сектор. В сферу интересов попадают владельцы домов — там около 40–50 участков подлежат изъятию и сносу, — рассказывает Игорь Тихоненко.
По этому поводу начались суды осенью 2022 года — тогда вышло постановление № 501 о том, как именно проложат дорогу. Горожане обратили внимание, что она пройдет через три памятника археологического наследия, входящих в список объектов культурного наследия, — «Поселение Пруды-57», «Стоянка Пруды-2» и «Стоянка Пруды».
— Дорога затрагивает неприкосновенный защитный городской лес. Леса этой категории не подлежат никакому сокращению, и компенсация здесь не катит, — утверждает Тихоненко. — У нас должно быть 24 тысячи гектаров, а у нас их всего-навсего, с натяжкой, 4 тысячи гектаров. Кумженская роща — это анклав дикого леса.
Речь не только об исторической ценности местности, но и о сентиментальной — дорога будет проходить рядом с мемориальным комплексом, где вся западная часть Ростова гуляет регулярно. Некоторые из ростовчан проводили там молодость и юность, взрослые годы и даже гуляли там с внуками в старости, добавил Тихоненко.
Западную хорду строит компания «Т-Транс», основанная в декабре 2020 года. Это ключевой «дорожный» подрядчик регионального Минтранса. Сначала фирмой владела пенсионерка Лариса Куц, но в октябре 2021-го фирма перешла ее зятю — бизнесмену Павлу Рогачкину. В 2023 году выручка «Т-Транс» составила 15,1 миллиарда рублей, а чистая прибыль — 854,5 миллиона.
Горожане призвали к ответу не только гордуму, но и департамент архитектуры и комитет по охране памятников. Претензия к последнему касается вышеупомянутых археологических объектов, по которым проложена трассировка дороги. Активисты не понимают, почему дорогу решили прокладывать по памятникам, а не в обход них — для этого есть место.
Претензия к департаменту архитектуры касается загадочного служебного письма, раскрывать содержание которого власти отказались.
— Этому письму предшествовало письмо замгубернатора Игоря Гуськова в адрес департамента. И после этого письма пошел процесс. При этом мы перерыли стратегические документы развития города и области, но нигде не нашли упоминания Западной хорды. И тут вдруг какое-то письмо — и процесс пошел. Мы хотим понять, о чем там говорилось, о чем договорились без нас. Мы его затребовали, но нам его не дали, — отметил Тихоненко.
Истец также отмечает, что на всех слушаниях, которые проходили в городе, неоднократно выступали против изменений, предлагаемых департаментом архитектуры.
— Потому что все изменения — исключительно в интересах узкого круга лиц. Именно тех, кто это всё строит. Ни единого интереса в пользу людей, — подчеркнул общественник.
Помимо дорожников, на дележку Кумженской рощи претендуют и застройщики. Ранее мы рассказывали о проектах «Кумжа Сити» и «Кумжа Резорт». Первые дома планируют ввести в эксплуатацию в ближайшие два-три года.