Последняя пятница Нового года — и, казалось бы, бежать бы всем закупаться продуктами. Да не всем. На улицах Ростова 27 декабря оказалось легко найти человека, который бы сказал о том, как сильно всё подорожало. Но найти тех, кто будет традиционно отмечать праздник, куда сложнее.
Корреспондент 161.RU Григорий Ермаков прошелся по центральным магазинам Ростова — тем, что попроще, и тем, что подороже, чтобы узнать, как горожане готовятся к празднику.
«Альбина» и «Анфиса»
«Пятерочка» с видом на пробку у кольца на Гагарина. Внутри — без особой суеты и толчеи, всё довольно спокойно. Только избыточно разговорчивый мужчина на кассе сидит на ушах у кассирш — о чем говорит? О пробке на Гагарина, конечно.
Возле овощной полки натыкаюсь на Дарью. Ей повезло: пока для кого-то эта пятница выдалась лишь четвергом (еще работать в субботу), Дарья уже может спокойно отдыхать. Но, несмотря на выгодную ситуацию, закупаться она планирует позже.
— В планах — как обычно: салат, курица. Всё сами приготовим. Спустя год меню почти не изменилось, разве что какой-то салатик добавим, я себе там добавила один в сохраненки. Отказываться от чего-то в меню не пришлось, — говорит Дарья.
Год у Дарьи прошел хорошо, хотя отвечает она на этот вопрос не сразу. Сначала звучит нелегкое «ох». Год был разнообразным на эмоции и события, но в целом — в полном порядке. Девушка считает, что «надо довольствоваться тем, что есть». Тяжелое «ох» произношу уже я, когда слышу ее запланированный чек на Новый год.
— Тысяч восемь выйдет. Будем отмечать вдвоем с молодым человеком и с друзьями. У него родители в другом городе, у меня тоже. Парень очень хорошо готовит курицу — на «подушке» из соли, в духовке. Просто потрясающе. Икра? Не-е-е-ет. Но рыбки немножко возьмем, так. Чтобы по красоте, — делится девушка.
У Ирины — в той же «Пятерочке» — ситуация немного сложнее, хотя относится она к этому легко. К празднику она не закупалась, но, честно говоря, и не планирует.
— Работаю вплоть до 31-го. И 31-го в том числе. Я работаю на Арабские Эмираты, там не празднуют, — поясняет Ирина. — А так, буду отмечать с друзьями, там компания. Из готовки — возможно, салатик, закуска. Но на мне там по минимуму. Будет в основном молодежь, так что возьмем доставку, особо не заморачиваясь, — поясняет девушка.
Несмотря на юность и отсутствие особых забот с приготовлениями, Ирина тоже ощутила на себе за этот год, как выросли цены, но без особо резких подскоков.
— У меня такой возраст: я расту, развиваюсь, по работе поднимаюсь, — улыбается мне Ирина. — Слава богу, растет заработок. Поэтому сильно инфляцию не ощущаю. То, что хочется покупать, то беру. Но, понятно, если увижу, что сильно цена завышена…
Ирина регулярно берет молочку, шоколад, мясо и отмечает, что цена выросла существенно.
Две брюнетки-кассирши на кассе наконец освободились — и мне удается украсть у них слово. Более юная девушка, с чокером — видимо, стажер — по большому счету молчит. Говорит администратор, которая ее настраивает: «Придут мальчики с „Чижика“ — меня не зови, не отвечай им».
Рядом с «Пятерочкой», с видом на бесконечную пробку на Гагарина, вот-вот откроется супердисконт «Чижик». Пытался зайти, да не пустили: еще не работает.
— Вырос ли поток? Конечно! Радикально, — говорит мне старшая кассирша.
А затем интересуется:
— А вы точно журналист? Вы не из «Чижика» пришли?
Посредством «честного пацанского слова парня с Северного» — плюс карточка журналиста редакции — мне удается растопить лед.
Интересуюсь у старшей:
— А что, действительно переманивают людей?
— Да, заходили тут, хотели наших сотрудников переманить. Ленивые люди, честное слово! Нет по-человечески дать, ведь нужно свой коллектив искать. А так, переманивать… На чужом горе сладко не сделаешь, — говорит старшая.
Напоследок спрашиваю, как их зовут. Старшая называет себя Альбиной, прикола ради, а младшая — Анфисой. Тут-то мне и кажется, между припадками смеха, что команда у «Пятерочки» на Гагарина уже сложена. Попробуй разбить такой мемный союз.
«Я за один раз не закупаюсь»
В некогда «Кооператоре Дона» — ныне (после пожара) «Гастрономе Центральном» —людей куда больше, чем я ожидал. Еще год назад в этом продуктовом бутике было непросто найти человека, готового говорить в целом, но сейчас там на грани аншлага. Посетители чрезвычайно осмысленные, видимо, сказывается доход.
— А я уже закупилась, — признается Алефтина, с которой мы говорим у рядов с мясной нарезкой. — У меня нет одного дня закупки, я за один раз не закупаюсь. Покупаю постепенно — уже две недели, перед Новым годом. Меньше суеты, финансово проще потянуть. И ничего не забываешь.
Алефтина также признает: подорожало всё. Но, по ее мнению, — а она бухгалтер — это естественная ситуация. Плюс наценка на покупки перед Новым годом — это тоже могло повлиять.
— Меня цены в принципе огорчают, — делится девушка. — Они в принципе растут. Я не выкатываю столов, основное блюдо — запеченный гусь, мясо, сыры, оливки. Отмечать будем вчетвером. И если говорить об отдельном продукте — не могу сказать. Продукты сильно подорожали.
А Марина — в том же «Гастрономе» — признает: закупки еще предстоят. Нет меню, так что непонятно, что покупать. Без четкого понимания покупать смысла нет. Из-за потенциальных очередей она не переживает.
— Если написать список, понимать, куда ехать, и выехать раньше и не в последний момент — всё нормально будет, — делится девушка оптимизмом. — В ценах выросло всё, и очень сильно. Но мы всё равно всё покупаем, тьфу-тьфу-тьфу.
У Марины зарплата тоже растет, но делиться, чем она занимается, не хочет. Говорит кратко: «Не безработная».
— Есть предновогоднее настроение, даже несмотря на усталость. Как год прошел? Быстро и насыщенно, — режет девушка.
У Анастасии ситуация сложнее: Новый год осложнен семейной ситуацией.
— В последние годы не отмечаем — посидим часик, и всё. Раньше, года четыре назад, было — да, с размахом. А сейчас у меня дети. Я воспитываю двоих — дочь в специализированной школе, у нее аутизм. И сын тоже, подросток, — делится мать.
Она тоже отмечает рост цен на продукты, что-то дорожает в большей степени, что-то — в меньшей. На базовое: сыр, колбаса — цена повышается.
— Зарплаты растут, но они растут, если ты хорошо и много работаешь. Нас вроде не обижают.
Анастасия признается: в последнее время готовит редко, много работает. Сыну — макароны-колбаску, что-то простенькое, чтобы быстренько.
Девушка в роскошном синем костюме, раскладывающая на полках товары по порядку, — Валентина. Комментирует поток она кратко, но по делу.
— У нас трафик стабильный, спокойный. Людей больше не становится. Меньше — может быть. Ажиотажа у нас не бывает. Такая ценовая политика! — признает девушка.
Встречать Новый год Валентина будет на работе: придется. Она любит свою работу, говорит, и выручку надо повышать.
«Каждый день — праздник»
«Магнит» на пересечении улицы Горького и проспекта Ворошиловского, пожалуй, одна из самых напряженных точек в городе. Поток невероятен и тяжел — и подростки с одной бутылкой сидра на двоих, и бабульки с гигантскими пакетами, и просто пьяницы, залетающие за добавкой. Но есть и люди, которые попросту пришли за продуктами.
— Еще предстоят закупки к Новому году, но опасений по поводу очередей нет. Мы покупаем сейчас продукты потихоньку, постепенно, — делится со мной Алексей.
Алексей — айтишник, отмечать он будет со своим сыном.
— В планах? Ничего особенного, как и было в прошлом году, — коротко говорит Алексей.
Всё это время мы стоим в бакалее, он изучает состав макарон. Когда я вдруг говорю с ним о ценах, выросших за год, он наконец отводит взгляд на меня.
— Много что подорожало сильно: яйца, сыры, простые вещи. Простые вещи, которые, на удивление, подорожали.
Он признает: доходы растут, да. Но не такими темпами, с которыми растут цены. Как прошел год? Бородатый айтишник, планирующий скромно отмечать Новый год с сыном, говорит: «Год прошел нормально».
У Светланы ситуация не проще. Она с вахты, инженер ПТУ, и любой день, проведенный за полярным кругом, для нее праздник, будь то Новый год или еще что. Отвечает она коротко и односложно.
— У меня каждый день праздник. Отмечать не планирую. Работа напряженная. Приехала — и сейчас буду отсыпаться. Речи президента, отмечания — это всё потом, — режет Светлана.
Отметила ли она рост цен? Да. Всё подорожало.
Наконец возле рядка с помидорами сталкиваюсь с Галиной Георгиевной. Она будет отмечать наиболее традиционным способом из возможных (среди представленных) — с мужем. Очередей пожилая женщина не боится.
— Я? Очередей? Даже не знаю, нет, наверное, — смеется она. — Хочу пойти на рынок. Подорожают ли там продукты? Ха, да не больше, чем здесь.
Галина Георгиевна будет готовить ту же классику, что обычно: оливье. Но стол выйдет дороже, признает она, раза в полтора.
— Отказываться? Не придется. Обычно и так довольно скромно.