Закрытие Ростовского ипподрома и последующее строительство жилого квартала на его месте лишит десятки, если не сотни человек работы. При этом ростовские коневоды потеряют единственную площадку для выступлений в регионе, и им придется выезжать в соседние регионы. Корреспондент 161.RU узнал мнение донских конников о строительстве нового ипподрома на левом берегу Дона и о застройке старого.
На территории Ростовского ипподрома планируют возвести дома высотой до 35 этажей. Застройщиком выступает федеральная компания «Неометрия», принадлежащая кубанскому депутату Борису Юнанову. Эта же фирма и приобрела ипподром летом 2024 года. Инвестор пообещал сохранить исторический павильон ипподрома. Там откроют креативное пространство для детей, хобби-рум, кафе, магазин и выставочную площадку. Помимо застройки территории ипподрома, в планах у компании создание нового ипподрома на левом берегу Дона.
«Неометрия» уже закрепилась в Ростове. Среди ЖК этой компании — клубный дом «Вместе» на Западном и жилой квартал «1799» на проспекте Сиверса. За 2023 год «Неометрия» принесла выручку 175,3 миллиона рублей, чистая прибыль составила 2,9 миллиона рублей.
— Однозначно эта информация не радует. Если бы что-то было взамен, что-то было реально, то, конечно, за. А так как никакой альтернативы нет, это может плачевно всё закончиться, закрытием всего этого дела, — считает конный тренер на ипподроме Владислав (имя изменено по его просьбе. — Прим. ред.). — Спрос у конников Ростовской области — колоссальный. Им просто негде больше выступать, нет альтернативной площадки.
Коллега Владислава, Артем (имя также изменено. — Прим. ред.) отмечает: при закрытии ипподрома многие люди лишатся работы, а лошади останутся без «крыши».
— Ростовская область — это Ростовская область! — с гордостью говорит Артем. — Один ипподром — и тот хотят закрыть. А в Чечне их три, в Краснодарском крае — два. В Ростовской области — один, причем старейший какой! И хотят его убрать. А нам куда, а лошадям куда деваться?
Оба тренера отмечают, что разговоры о переносе ипподрома ходят с момента выкупа площадки компанией «Юг Руси». Они соглашаются, что место территориально хорошее, выгодное для застройщика. И если новый ипподром на левом берегу появится, они будут только за.
— Но прежде чем что-то делать с этим ипподромом, нужно запустить новую площадку. Потому что лошади не могут ждать, люди тоже. Куда их везти? — спрашивает Владислав.
Под новый ипподром отвели 37 гектаров по улице Пойменной вдоль Восточного шоссе. Там должно быть 2,5 тысячи мест на трибунах, также обещают гостевые конюшни и гостиницу.
Неизвестно, кто будет обслуживать будущий ипподром на левом берегу — частное лицо или государство. По мнению тренеров, лучше передать это дело властям — будет проще договариваться с Минсельхозом. Или же создать ассоциацию конников края, аналогичную кубанской.
— В Краснодаре ипподром вроде частный, но владелец и ассоциация плотно работают с Минсельхозом и властями. Губернатор каждый год бывает на скачках. У нас за весь сезон три миллиона рублей разыгрываются. А в Краснодаре — по 20 миллионов, плюс еще от спонсоров. Когда такие призовые, люди заинтересованы, покупают лошадей, вкладываются, — сетует Владислав. — Раньше на Руси, чтобы мужчина не мог ездить на лошади, это крайне странно. А мы это убиваем, для чего — не понятно. Была олимпийская школа, казачья конюшня. Всё было! Отсюда олимпийские чемпионы выходили. И закрыть глаза на это всё было бы жалко.
Владислав подчеркивает: никто на ипподроме не против перемен.
— Если эти перемены будут реальны. И если мы не останемся без работы, а лошади — без дома.
Коневладелец и общественник Юрий Шамброт тоже считает, что новость о новом ипподроме хорошая. Современный ипподром европейского уровня для Ростова — однозначное благо.
— Но только непонятно, когда это будет и сможет ли вообще этот проект быть реализован в условиях нестабильной обстановки в нашей стране. Ведь реально нет проекта, нет четкого понимания, что это будет, как и когда. По примеру реконструкции Центрального Московского ипподрома, можно уверенно сказать, что проект в Ростове станет как минимум долгостроем, — считает коневладелец. — В столице реконструкция идет уже не первый год, а это всего лишь реконструкция! А в Ростове замахнулись на строительство новой современной площадки с нуля! Да еще и с бюджетом в десятки раз меньше.
Шамброт считает так: «Ломать старый ипподром, прежде чем сдать в эксплуатацию новый, — это преступление».
Но, как заверил ранее сити-менеджер Алексей Логвиненко, пока по новому ипподрому не будет конкретики и уверенности в соответствии требованиям, старый застраивать не станут.
— Все уже забыли про культурную ценность, памятник истории и архитектуры. В реальности уже понятно, что Ростовский ипподром с более чем вековой историей пойдет под снос, лошади, находящиеся на территории ипподрома, будут вынуждены куда-то уехать. А вот будет ли куда им вернуться, ответ неизвестен, — говорит коневладелец.
Он также убежден, что власти вряд ли возьмут на себя управление новым ипподромом на левом берегу. Скорее всего, это окажется затратным, а следовательно, неинтересным региону.
— Максимум может быть вариант как с ФК «Ростов», где есть доля региона. Но сравнивать футбольный клуб и ипподром — бессмысленно. Для «Ростова» построили новый стадион к чемпионату мира, а старый стадион никто не снес. Что мешает сделать так же в индустрии конного спорта? Очевидно, конный спорт не нужен и не интересен государству, — уверен предприниматель.
В сентябре 2024 года на Ростовском ипподроме прошел очередной конный сезон. С учетом выкупа земли под ним строительной компанией, а также озвученных в администрации планов «Неометрии» этот сезон мог быть последним в истории ипподрома. Корреспондент побывал на Кубке губернатора Ростовской области, прошедшем без присутствия самого губернатора, чтобы рассказать, что такое скачки на Ростовском ипподроме, кто ими занимается и как они проходят.