Коллектив ученых из Сибирского федерального университета изучил экологическое состояние Восточного Донбасса — северо-западной части Ростовской области. По оценке экспертов, регион стоит признать «особо неблагополучным с позиции экологии» из-за большого количества отработанной породы, лежащей на открытом воздухе. Ветер и вода разносят их, представляя угрозу для человека.
По данным ученых, концентрация химических элементов 1, 2 и 3 классов опасности в шахтных водах превышает предельно допустимые в десятки и сотни раз. Минеральную пыль несет на жилые дома, обрабатываемые сельскохозяйственные поля и природные территории.
Ученые предлагают создать производственное предприятие, которое будут контролировать государственные структуры. Оно должно заниматься нейтрализацией «накопленного экологического ущерба». Предполагается, что на терриконы и другие опасные участки будут наносить плодородную землю, чтобы она затем прорастала. Так ветровой и водный вынос токсичных элементов можно будет снизить.
Терриконы — отвал из обедненных и пустых пород, извлеченных при подземной разработке месторождений угля и других полезных ископаемых, насыпь из отходов от различных производств и сжигания твердого топлива. Они угрожают стабильности почвы в районе шахтных выработок из-за возможности проседания грунта. Высокая концентрация пыли может привести к развитию хронического бронхита или усугублению существующих респираторных заболеваний, таких как бронхиальная астма.
По словам бывшего топ-менеджера шахтоуправления «Гуковуголь», который пожелал остаться анонимным, раньше в шахтерских городах действовали службы рекультивации. Контроль терриконов был на постоянной основе.
— Терриконы тушили, осыпали глиной, землей и засаживали деревьями. Это можно видеть на любом терриконике вокруг Гуково, Шахт, Новошахтинска. Эти службы были достаточно крупными, там работало довольно много людей — серьезные структуры. Сейчас таких служб нет, но было бы неплохо, чтобы была такая государственная структура. Если я правильно помню — они принадлежали шахтоуправлениям. Сейчас таких просто нет, — говорит собеседник 161.RU.
Терриконы условно делятся на «черные» и «красные», говорит бывший сотрудник шахт. Красные — горят и наносят ущерб, их очень трудно тушить, они и наносят основной ущерб экологии. А из черных еще можно добывать полезные минералы. Это процветающий бизнес в Ростовской области: многие из черных терриконов на пути из Гуково в Зверево просто исчезли, их переработали.
— То есть, имеется два пути — можно рекультивировать, а можно убрать. И топить потом этим углем те же теплоэлектростанции. Добывать из красных — либо затратно, либо невозможно, — подчеркнул собеседник редакции.
По данным ученых, температура 114 терриконов в диапазоне 100-119 градусов по Цельсию. Еще у 38 терриконов температура поверхности в диапазоне 140-160 градусов по Цельсию. Причем, по данным мониторинга, температура растет. Повышение до температуры в 250-270 градусов, как правило, приводит к самовозгоранию угля.
Корреспондент 161.RU побывал в шахтерских городах Восточного Донбасса — предприятия этих городов закрываются последние 30 лет. Люди бегут или перебиваются вахтами, в городах просто не остается рабочих мест. Что происходит с некогда одним из богатейших районов — в большом репортаже 161.RU.